«Дело в том, что при проведении конкурсных процедур основным критерием является цена, а не качество услуг. На мой взгляд, в отношении детских учреждений это недопустимо. Поэтому надо понять, как отрегулировать этот механизм», – рассказал Илья Семяшкин.
Как отметил заместитель министра образования, науки и молодежной политики Коми Максим Ганов, охрана образовательных учреждений организована во всех крупных муниципалитетах. Проблемы есть только в отдаленных и сельских районах – там нет частных охранных предприятий и отделов Росгвардии. Чтобы упростить работу руководству образовательных организаций, в прошлом году утверждена типовая форма контракта на оказание охранных услуг. Вместе с тем, победителями конкурсов зачастую становятся небольшие организации, которые не имеют филиалов в муниципалитетах и оказывают услуги, не всегда соответствующие требованиям.
По словам представителей отрасли, местным охранным предприятиям сложно конкурировать с коллегами из других субъектов, которые существенно занижают цены. Это, в свою очередь, влияет на качество оказываемых услуг: к работе привлекают охранников без удостоверений и необходимой квалификации. Именно эти нарушения являются основными, подтверждают в республиканском управлении Росгвардии. Растет и их общее число. В 2019 году при оказания охранных услуг выявлено 85 административных правонарушений, а в 2020 – на 11 больше.
При этом, как отметили представители надзорных органов, работающие в республике охранные предприятия имеют необходимые разрешения и лицензии, а низкие цены не могут служить основанием для проведения проверок и привлечения предпринимателей к ответственности.
Председатель Совета Сыктывкара, заместитель Секретаря Коми Регионального отделения партии Анна Дю считает, что качество оказания услуг должны контролировать сами заказчики, например, более детально прописывать в контрактах необходимые требования, а также ответственность за их ненадлежащее исполнение. К слову, в столице республики такая работа уже налажена: руководители образовательных учреждений проверяют у охранников удостоверения, общее состояние и внешний вид. Как отметили участники совещания, этот опыт нужно распространить и на другие муниципалитеты. В этой работе именно депутаты могут стать своеобразным «связующим звеном».
Прозвучали и другие предложения. Так, заместитель Председателя Госсовета Коми, заместитель Секретаря реготделения партии Валентина Жиделева, выступила с инициативой установить на региональном уровне предельные минимальные цены на охранные услуги, а руководитель партийной фракции регионального парламента Сергей Артеев – дополнительные требования к охранным организациям. Также прозвучала идея создания реестра недобросовестных охранных предприятий по аналогии с другими сферами деятельности.
По мнению Председателя Государственного Совета Республики Коми, Секретаря реготделения партии Сергея Усачева, законодательство в сфере закупок требует совершенствования, причем не только в охранной сфере.
«Во главе угла должны стоять не цена или количество участников, а качество услуги в соответствии с законодательством, в том числе и налоговым. Аналогичный вопрос недавно поднимался в Государственной Думе по питанию детей в детских садах и школах. Минимальную цену установить довольно сложно, но если удастся определить критерии качества услуги, то этот вопрос удастся сдвинуть с места», – сказал Сергей Усачев.