Россельхознадзор: В садах и школах Коми детей кормят продуктами сомнительного качества

Экспертная оценка показала, что 52,1% образцов молочной продукции в госучреждениях – фальсификат.

По оценке управления Россельхознадзора по Коми в республике сложилась крайне неблагоприятная обстановка в сфере продовольственного обеспечения государственных бюджетных учреждений – детских школьных и дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений, интернатов и т.д.

– В результате проведённых мониторинговых мероприятий, направленных на выявление и пресечение оборота некачественной и опасной пищевой продукции, зафиксированы многочисленные факты поступления в государственные бюджетные учреждения республики фальсифицированной молочной продукции, а также пищевой продукции сомнительного происхождения, – пояснили в ведомстве.

Мониторинговые мероприятия проводятся территориальным подразделением Россельхознадзора через выборочную лабораторную экспертизу образцов пищевой продукции, а также путём аналитической обработки сведений о хозяйственной деятельности отдельных субъектов оборота пищевой продукции (производители, поставщики, конечные потребители), осуществляемой с использованием государственной электронной информационной системы «Меркурий» (ФГИС «Меркурий»).

Для справки: с 1 ноября 2019 года вся продовольственная продукция животного происхождения, а также непищевое животноводческое сырьё подлежат обязательной электронной ветеринарной сертификации, посредством которой обеспечивается полная прослеживаемость от производителя до конечного потребителя. Информация о находящейся в обороте продукции (сведения о производителях, датах производства, сроках годности, проведённых экспертизах, транзакциях, должностных лицах, осуществивших сертификацию, перевозящих продукцию транспортных средствах и т.д.) содержится в единой электронной государственной информационной системе «Меркурий». Правом расширенного доступа к сведениям, содержащимся в ФГИС «Меркурий», наделены Россельхознадзор и его территориальные подразделения. Аналогичные права могут также получать уполномоченные в области ветеринарии государственные органы субъектов Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы.

По итогам проведённых в лабораторных учреждениях Россельхознадзора экспертных оценок в истёкшем периоде 2020 года фальсифицированными признаны 52,1 % образцов молочной продукции, отобранных в государственных бюджетных учреждениях Республики Коми. В 2019 году фальсифицированными признаны 45,7 % исследованных проб, в 2018 году, данный показатель составил 55,1 %.

По фактам выпуска в оборот фальсифицированной пищевой продукции в отношении её производителей управлением Россельхознадзора по Республике Коми возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, приняты меры по прекращению действия деклараций о соответствии продукции требованиям нормативных документов в области безопасности и качества.

Кроме того, путём проведённого мониторинговой группой управления Россельхознадзора по Республике Коми анализа сведений о находящейся в обороте пищевой продукции установлено значительное количество фактов поставок молочной продукции в государственные учреждения Республики Коми, выработанной предприятиями, фактически не располагающимися и не осуществляющими деятельность по адресам, указанным в товаросопроводительных документах, – предприятиями-фантомами, а также поставок молочной продукции, безопасность и качество которой вызывают серьёзные опасения.

По данным фактам в адрес конкретных бюджетных учреждений Республики Коми управлением направлено 48 информационных обращений, предостерегающих от использования для пищевых целей потенциально опасной продовольственной продукции, поступившей по госконтрактам, с настоятельными рекомендациями об обеспечении её лабораторной экспертизы и дальнейшего проведения претензионной работы с поставщиками. Однако данные обращения не нашли должного отклика от должностных лиц государственных бюджетных учреждений и в большинстве случаев оставлены без внимания.

Следует отметить, что, несмотря на многотысячные штрафные санкции меры административного воздействия, принимаемые контрольно-надзорными органами в отношении производителей фальсификата, не способствуют улучшению состояния законности в вышеуказанной сфере. Нередко административное воздействие вовсе не представляется возможным по причине отсутствия достоверных данных, позволяющих идентифицировать реального производителя (предприятия-фантомы).

Непосредственные поставщики продовольственного фальсификата – исполнители государственных контрактов, как правило, вовсе не подлежат административному наказанию, так как установить их вину в совершении противоправных действий и наличие умысла в рамках компетенции административных органов не представляется возможным, в связи с тем, что поставляемый по госконтрактам фальсификат сопровождается полным пакетом регламентированной законодательством РФ документации.

По мнению управления Россельхознадзора по Республике Коми, сложившемуся исходя из полученной в ходе контрольно-надзорной и мониторинговой деятельности информации по вышеописанной проблематике, основной причиной, способствующей созданию неудовлетворительной ситуации в сфере продовольственного обеспечения государственных бюджетных учреждений, является ненадлежащая организация деятельности бюджетных учреждений в части осуществления государственных закупок, а именно:

1) Неудовлетворительная работа по составлению технического задания на проведение закупки продовольственных товаров.

Государственные бюджетные учреждения Республики Коми, находящиеся, по сути, в одинаковых условиях, по факту имеют различные подходы к проведению данной работы. При этом технические задания на проведение закупок отдельными госучреждениями практически не содержат условий, позволяющих недобросовестным субъектам предпринимательской деятельности осуществить поставку фальсифицированной пищевой продукции. Технические же задания иных учреждений никоим образом не препятствуют закупкам фальсификата.

2) Ненадлежащая приёмка поставляемой по госконтракту продукции.

В ряде случаев поставки продовольственных товаров в государственные бюджетные учреждения осуществлены в сопровождении деклараций о соответствии пищевой продукции требованиям технических регламентов, действие которых прекращено, но при этом бюджетными учреждениями осуществлена приёмка товара.

3) Не проведение экспертизы качества и безопасности поступивших по госконтрактам продовольственных товаров.

Экспертиза поставляемых по государственным контрактам товаров, регламентированная законодательством Российской Федерации в сфере осуществления государственных закупок, проводится учреждениями формально, без проведения реальной оценки качества и безопасности, которая невозможна без привлечения специалистов в этой области, проведения лабораторных исследований продуктов, в результате чего в оборот в государственные бюджетные учреждения повсеместно вводится фальсифицированная пищевая продукция.

4) Непринятие мер по фактам поставок товаров, ненадлежащего качества.

В большинстве случаев, по причине непринятия соответствующих мер со стороны заказчиков государственных контрактов, поставщики фальсифицированной пищевой продукции не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков по госконтрактам и продолжают беспрепятственно осуществлять предпринимательскую деятельность.

5) Способы проведения закупок продовольственных товаров, которые в большинстве случаев выбираются учреждениями, где единственным критерием для определения победителя является цена, – электронный аукцион, электронный запрос котировок дают преимущество производителям фальсификата, поскольку некачественная продукция имеет низкую себестоимость по сравнению с продукцией добросовестных производителей. Во многих регионах страны закупки продуктов с высоким риском фальсификации проводятся конкурсами, при проведении которых решающими могут быть неценовые критерии, такие как наличие собственного производства у участника закупки, длительность существования на рынке, наличие исполненных без нарушений контрактов, подтверждение соблюдения стандартов качества продукции при её производстве и т.д.