За бортом жизни

Истории сыктывкарцев, столкнувшихся с бездействием управляющих компаний и чиновников.

В столице Коми стремительно появляются высотки, строительные компании предлагают квартиры на любой вкус и карман. В то же время сложно представить, что где-то на окраинах города люди просто вынуждены существовать в нечеловеческих условиях в старых разваливающихся домах. Жильцы «бараков» оплачивают коммунальные услуги, но что же они получают взамен?

«Озеро фекалий под полом»

В микрорайоне Лесозавод предостаточно старых некрасивых «деревяшек», которые соседствуют с каменными домами. Но во многих ещё можно худо бедно-жить, а есть и те, жильцы которых уже не знают, у кого ещё просить помощи.

Так, жительница дома №73 по улице Серова Анна Лобанова рассказала подробности о разваливающейся многоквартирной постройке. Дом этот был признан аварийным и подлежащим сносу в январе 2019 года, но людей оттуда должны расселить только к 2021 году, хотя они сами уже не верят в эти сроки.

Под домом – озеро из человеческих фекалий, потому что канализация неисправна, а выгребные ямы управляющая компания «Рэкон» должным образом не откачивает. Из четырёх ям была отремонтирована только одна, но она даже нормально не закрыта. Грунт возле ямы проваливается.

- Ждут, когда дети будут падать туда? – возмущена Анна Лобанова. – Условия для проживания кошмарные. Ведь не люди виноваты в том, что дом постарел и рушится. Живём, как в XVII веке, а не в XXI-м. Нет воды никакой, жильцы носят воду через дорогу. Дворы не чистят, никакого уюта, только тянут деньги за капремонты, за мусор, который не вывозят... Тараканы и всякая живность ползают, с потолка сыплется чёрная крошка, проводка замыкает. Там уже нет толку делать капремонт – дом нужно сносить.

На работу управляющей компании жильцы жаловались в прокуратуру, но положительного результата это не принесло. Люди выживают в этом бараке и дышат зловонным воздухом – с приходом лета запах фекалий из-под пола только усиливается. В доме живут и пенсионеры, и семьи с детьми, а администрация может предложить людям только переселение в манёвренный фонд – общежитие по улице Общественной.

– На общагу мы не согласны (сейчас у нас трёхкомнатная квартира), да и остальные жильцы тоже. Общежитие же в Верхней Максаковке, а манёвренный фонд – там как: где временное, там и постоянное... И у людей ведь работа, как ездить оттуда?! Люди многие говорят, мол, берите ипотеку. А как за неё платить, и почему должны мы брать ипотеку, если это не наша вина, что дом сгнил?..

Семья Анны Лобановой обратилась в суд: они пытаются добиться, чтобы им выдали «трёшку», либо каждому собственнику в их квартире – по однокомнатному жилью, либо хотя бы компенсацию. Но чем всё закончится, а главное когда – пока неизвестно.

Дыра в стене, или Как живёт ветеран

Семья 91-летней Екатерины Туробовой, проживающей в деревянном доме №31 в Дырносе, уже свыклась со своими ужасными условиями проживания. В доме 1966 года постройки над фундаментом здания образовалась огромная щель, поэтому в квартире ветерана большую часть года очень холодно.

С 2018 года дом признан аварийным, а расселить жильцов должны до 2026 года. В декабре прошлого года условиями проживания престарелой женщины заинтересовались активисты ОНФ в Коми, сюжет о холодной квартире показывали по местному телеканалу. В минтруда и соцзащиты республики тогда же обещали, что ситуацию возьмут на контроль.

Прошло полгода, а воз – и ныне там. «Первоисточник» пообщался с дочерью ветерана Натальей Лебедевой, которая тоже уже пенсионерка, у неё инвалидность III группы.

– Ничего не изменилось. Мы сами дом немного закрыли плёнкой (дыру над фундаментом – прим. авт.), сами купили материал и утеплили у мамы угол. И как-то зиму пережили. Не знаю, простоит ли наш дом до 2026 года... – рассказала женщина. – Сейчас-то зима была ничего, а вот если морозы – на полу у нас 0...-2°C, наверху немного теплее.

Единственное, на что «отважилась» управляющая компания «Город», в ведении которой находится дом, так это подремонтировать лестницу в подъезде, которая тоже разваливалась.

* * *

Таких историй – много, и часто управляющие компании уже не особо хотят возиться с ветхими домами. Денег с них много не получишь, а вкладываться надо. И люди в этой истории остаются за бортом.