В 2019 году станции ФИЦ Коми НЦ УрО РАН зарегистрировали 1 307 телесейсмических, три региональных сейсмических события и четыре инфразвуковых сигнала, вызванных падением створок головного обтекателя ракеты-носителя среднего класса, сообщает «Комиинформ».
5 сентября приборы показали региональное сейсмическое событие на глубине 15 км интенсивностью в четыре балла.
По расчетам КНЦ УрО РАН, землетрясение произошло вблизи упразднённого посёлка Нефтепечорск (левый берег в среднем течении р. Печора, рядом с болотом Палевад-Ыджиднюр), в пределах нефтегазовых месторождений Пашнинское и Береговое Сосногорского района.
Были разосланы анкеты для опроса сотрудников расположенных там предприятий, находившихся в этот период в посёлке. По результатам опроса выяснилось, что землетрясение почувствовали практически все работники посёлка.
Землетрясения в нефтегазоносных районах по своей природе являются тектоническими, но их проявление инициировано разработкой месторождений нефти и газа. Изменения в гидро- и газодинамике обусловливают изменения в геодинамике твёрдой части земной коры, что часто ведёт к землетрясениям.
Отсутствие сведений об авариях или чрезвычайных происшествиях в Сосногорском районе, характер волновой картины сейсмического события 5 сентября, уверенный расчёт глубины, приуроченность его к глубинному разлому свидетельствуют в пользу природного происхождения события. Тем не менее, расположение эпицентра на нефтегазовом месторождении даёт основание полагать, что оно обусловлено наведённой сейсмичностью.
Таким образом, событие 5 сентября классифицировали как «техногенное землетрясение».
Ввиду того, что сейсмологические наблюдения проводятся всего двумя станциями – «Сыктывкар» и «Пожег» – расчёт координат эпицентров сейсмических событий невозможен. Таким образом, не обеспечивается на должном уровне мониторинг территории республики.
Для сейсмологического контроля, надёжной регистрации локальных и региональных сейсмических событий необходимы модернизация и расширение сети сейсмостанций на территории Коми.
В Воркуте в ночь на 17 декабря люди просыпались от того, что их трясло на кровати, а с полок падала посуда.
Тогда узнать, что произошло на самом деле, возможности не было – требовалось длительное время получения данных.