В Печоро-Илычском заповеднике на фотоловушки удалось поймать волка и медведя

Научный сотрудник рассказал, как это произошло.

В Печоро-Илычском заповеднике на фотоловушки поймали волка и медведя. Эти аппараты используют здесь уже восемь лет.

В заповеднике рассказали, что в зависимости от принципа установки лесных камер, образуются две группы фотоловушек – временные и «постоянно живущие на своих местах». Роль временных фотоловушек – быстрое получение интересных и ценных кадров с заведомо перспективного места. Но такие кадры получить непросто.

Научный сотрудник Печоро-Илычского заповедника Александр Лазников рассказал, как ему вместе с коллегами удалось получить редкие кадры.

Эпизод №1. Территория Якшинского лесничества. Середина сентября.

Мы с напарником ходили проверять установленные фотоловушки и, обойдя все автоматические камеры, решили срезать обратный путь по новому маршруту – через болото. Передвигаться по лесничеству проще по квартальным просекам, поэтому мы выдвинулись к намеченному болоту по прочищенной тропке.

Идя по разреженному сосновому лесу, впереди увидели просвет открытого пространства. И так как двигались мы быстро, то не сразу заметили подозрительное пятно в лесу на земле, прямо на квартальной просеке впереди нас. Заметив, поняли, что с такого расстояния мы не можем понять причину этого явления и пошли вперед. Подойдя совсем близко, поняли, что пятно на земле – это содранная с почвы, вместе с сучьями подстилка.

В масштабе это был неровный круг диаметром около 10 метров. Вся эта содранная растительность была уложена в центре в небольшой стожок. Уже не было никаких сомнений в том, что это «хозяин тайги» прикопал здесь свою добычу, но для пущей убедительности взгляд быстро обнаружил и некоторые части тела жертвы. Ею оказался взрослый медведь.

Увиденное не оставило нас в спокойном состоянии. Мы быстро достали фальшфейеры на случай самообороны. И металлическую кружку с ложкой для издания предупреждающего и, заодно, отпугивающего звука. Очень не хотелось услышать предупредительный рык «хозяина стола». Поэтому, заявив о своем присутствии, мы стали прислушиваться и вглядываться. К счастью, медведь не объявился, и мы продолжили рассматривать произошедшее. При этом узнать, был ли этот медведь мертв и уже потом обнаружен или судьба столкнула его с ещё более мощной особью своего вида и завязалась смертельная драка – мы этого уже не узнаем.

Заметных следов борьбы вокруг не было. Но факт остается фактом – медведь зарыл другого медведя и поедал его. Повторюсь, к счастью, мы не увидели хозяина добычи. А вот установленная фотоловушка за неделю показала нам «лицо подозреваемого». Им оказался очень крупный и упитанный самец.

Судить которого, конечно же, не нам. Медведи – это вершина пищевой цепи наших лесов. Каннибализмом они вносят вклад в регулирование численности своего же вида. А если медведь предварительно погиб по каким-то другим причинам, то он сыграл значимую роль в насыщении своего собрата в период перед залеганием в берлогу.

Эпизод №2. Территория Верхне-Печорского лесничества. Июль.

Работая коллективом из четырёх человек, мы каждый день проходили по одному маршруту утром и вечером. И в первый же день мы почувствовали слабый запах гниющей плоти. Люди мы «лесные», поэтому отнеслись к этому без особого внимания – мало ли какое мелкое животное разлагается. Но в следующие дни запах стал сильнее. А на четвёртый день запах был уже настолько силён, что приходилось закрывать нос, щурить глаза и задерживать дыхание, чтобы пройти злосчастные 20-30 метров. Решено было найти источник.

Растянулись по лесу небольшой шеренгой и очень скоро нашли труп северного оленя. Это был взрослый самец, которого, как ни странно, не начало есть ни одно крупное млекопитающее. Явных следов ранения животного обнаружено не было.

На следующий день пошли к этому месту с фотоловушкой. Олень уже был перевёрнут на другой бок и отволочен в сторону. Теперь это уже был не «бесхозный труп», а чья-то находка. Право на такой кусок могут и предъявить. Задерживаться для наблюдений в таком потенциально опасном месте не стоит.

И в этот раз установленная на время фотоловушка приоткрыла скрытый мир. Судя по всему в округе в этот период не находилось ни одного медведя – потому как он первый претендует на подобные «подарки». Но долго не принадлежать никому такое тоже не должно. В итоге олень оказался обнаружен крупным волком, который приходил сюда исключительно ночью. За несколько дней «санитар леса» растащил практически всю тушу.

В такие моменты всегда понимаешь насколько желательно ходить по тайге не в одиночку. И волк, и медведь, конечно же, сами проявляют осторожность к человеку. Но в некоторых ситуациях могут заявить о своем присутствии (особенно медведь). А выход зверя к группе людей – это уже редкое исключение. Мы обязаны осторожничать в некоторых случаях, а вот удовлетворять свое любопытство и получать ценный материал нам помогаю «бесстрашные» фотоловушки!