Владимир Рыжков: «Рецепт борьбы с коррупцией простой»

Интервью «Первоисточника» с российским политиком.

Столицу Коми посетил известный политолог и историк, депутат четырёх созывов (1993-2007) Госдумы РФ Владимир Рыжков. На площадке «Револьт-центра» он выступил с дилетантскими чтениями: в рамках лекции «Завещание Ильича» рассказал о неоднозначной фигуре Ленина. В день приезда «Первоисточнику» удалось побеседовать с гостем: Владимир Александрович рассказал о политических планах, рецепте борьбы с коррупции, а также своей семье.

– Какое у вас впечатление о Сыктывкаре?

– Я здесь уже не в первый раз. И когда мой старый друг Леонид Зильберг предложил мне приехать сюда в рамках дилетантских чтений по поводу истории Ленина и его политического завещания, я с удовольствием согласился. Потому что когда я был здесь в прошлые разы, мне очень понравилось. Я сам – сибиряк, и то, что здесь вижу (простор, природу, тайгу), – это очень близко мне. Фактически это же Север, мне очень здесь нравится: много интеллигенции, много вопросов у людей, здесь всегда интересные дискуссии. И знаю, что многие мои друзья тоже сюда приезжают и у них остаётся очень хорошее впечатление.

– С чем или кем ассоциируется Сыктывкар?

– В первую очередь, это суровый край, тайга. Мы были в одном ресторане, и я попросил подать чисто национальное блюдо. Это были солёные грузди, шанежки с картошкой, суп из лесных грибов и поджарка оленины с картофелем – было очень вкусно. Так что могу сказать, что ещё ассоциации – это мощь, суровость, красота, национальные традиции, это всё чувствуется, придаёт своеобразие Сыктывкару и республике.

– Перейдём к политике. Сейчас в обществе немало аполитичных людей. Как относитесь к таким людям и такой позиции?

– Отношусь отрицательно. Кода люди не ходят на выборы, не принимают участие в общественной жизни, они передоверяют судьбу свою и своих детей каким-то другим людям. А у других людей могут быть «шкурные» интересы. Приведу пример: многие жалуются на капитальный ремонт – что взносы платят, а когда доходит очередь до ремонта, то делают плохо и разворовывают средства. Мой дом в Москве попал под план ремонта 2 года назад, у нас были такие же страхи. Но мы организовали Совет дома, пришли на приём к префекту центрального округа Москвы, к руководителю Фонда капремонта, сказали, что хотим поставить под контроль этого нашего Совета ремонтные работы. Вопросы были решены. И мы фактически контролировали работу кровельщиков, тех, кто перекладывал коммуникации, определяли, каким цветом перекрасят наш дом и прочее. В результате у нас провели идеальный капремонт под контролем Совета дома. Я что хочу сказать? Аполитичность, пассивность бьёт по самим людям… Вы думаете, я много времени тратил на этот капремонт? Раз в месяц по 2 часа. У нас была договорённость: когда к нам приходила компания-подрядчик и субподрядчики, городские все службы, управляющая компания – они отчитывались, как проходят все работы, а мы работы либо принимали, либо давали замечания. За 8 месяцев работ суммарно я потратил 16 часов. Многие люди думают, что если займутся общественно полезной деятельностью, когда они будут жить? Но это не так много и затрачивает времени, но сам факт, что люди начинают что-то требовать и добиваться – это улучшает их жизнь.

– Что нужно, чтобы в России стать успешным политиком? Какие качества? Деньги?

– Я думаю, что надо начинать именно с общественно значимой деятельности: например, экология, система образования, улучшение городской среды. Добиться результатов, получить на этом поприще успех и известность, после чего идти на местные региональные выборы. Затем развивать свой успех и нарабатывать опыт, после этого можно переходить на федеральную политику. По крайней мере, если брать мой путь – я с этого и начинал, с местных проблем на Алтае и борьбы за общественные интересы.

– В Госдуму снова не планируете пойти?

– Да, планирую и готовлюсь. Сейчас, когда были какие-то непонятные манёвры в Госдуме, когда Александр Карелин предложил провести досрочные выборы, Вячеслав Володин его поддержал, а потом приехал президент и сказал: «Нет, не будем проводить», – я уже был готов этой осенью пойти на выборы. Поэтому я пойду на выборы в следующем году вместе с партией «Яблоко». Считаю, что у демократов в 2021 году будут хорошие шансы победить, особенно в крупных городах.

– А хотели бы вы стать президентом?

– Я бы хотел работать в парламенте. Потому что 14 лет работал в Госдуме, и я «дорос» от рядового депутата до лидера фракции «Наш дом – Россия» и первого заместителя председателя Госдумы. И выступаю за то, что парламент должен играть гораздо большую роль в политике нашей страны. Он должен быть не местом, где «нажимают кнопки», я против этого. Считаю, что парламент должен быть самостоятельным с настоящей сильной позицией.

– В своих работах вы не раз затрагивали тему коррупции. Как вы думаете, можно ли побороть коррупцию в России? Если да, то как?

– Скажу вам так: коррупция в стране страшная. Она, как ржавчина, разъела весь госаппарат, все бюджетные организации… Найти место, где не воруют, где не ловчат, не тащат что-то в карман, практически невозможно. Единственный способ борьбы с коррупцией, который знает человечество, – это регулярная сменяемость власти. Потому что если люди знают, что через 8 лет им уходить из власти и все их делишки обязательно следующая власть вскроет – люди будут бояться ответственности. Поэтому «рецепт» борьбы с коррупцией простой: сменяемость власти, сильная позиция парламента, который будет проводить расследования и привлекать к ответственности, а также гласность (свободная пресса, которая будет всё это разоблачать), и оппозиция будет чиновников снимать с работы. Вот и всё.

– И в заключение личный вопрос – расскажите о ваших близких людях, о семье.

– Супруга работает в юридической фирме. Дочь Наталья – редактором в одном научном журнале. Причём так интересно: будучи по образованию филологом, она договорилась и сейчас редактирует статьи в философском журнале. Человек она очень творческий, ещё пишет стихи. В прошлом году выпустила сборник «Фигурка из воска», по стилистике напоминает поэзию Серебряного века. В политику дочь не собирается.