Месяц до премьеры: как создается «СКТВКР» (12+)

Сейчас в столице Коми работает режиссер из Санкт-Петербурга Максим Соколов. Его задача — создать спектакль для молодежного театра.

Это будет премьера во всех смыслах, ведь «СКТВКР» станет дебютной постановкой для недавно созданного учреждения.

- Как Вы узнали про Сыктывкар?
- Осенью сюда на фестиваль приезжал Архангельский молодежный театр с моей постановкой «Братья Карамазовы». После этого мне написали из местного театра, предложили сотрудничество. Я несколько раз отказывался из-за своей загруженности. Но сейчас всё сошлось — нет, работы меньше не стало, просто я как раз выпустил премьерный спектакль и смог прилететь в Коми.

- Почему среди множества предложений выбрали именно это?
- Я всегда стараюсь браться за интересные проекты, интересные темы. Здесь я сам предложил попробовать технику «verbatim» [постановка из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами — прим. Первоисточника]. Мне хотелось начать с того, что у меня не будет пьесы. Это вызов самому себе. Это бодрит! Ещё у меня в группе есть хореограф и видеохудожник, но нет художника — девушка, с которой я постоянно сотрудничаю, приехать не смогла, а с новыми членами команды мне очень тяжело. Так что художником в «СКТВКР» буду я. Это тоже челлендж.

- Зачем вам видеохудожник?
- Мы планируем простое сценографическое решение. Это тоже в новинку для меня. Самое главное, чтобы каждый раз было что-то необычное.

- Именно поэтому Вы работаете с молодежными театрами?
- Так получается, что именно они меня приглашают. И это здорово, потому что они открыты экспериментам.

- Правильно ли я понимаю, что все актеры — местные? Какой был отбор?
- Да, конечно, это актеры Молодежного театра [создан в Сыктывкаре в 2019 году — прим. Первоисточника]. Отбор во всех моих постановках одинаковый: мне обычно высылают какие-то материалы для знакомства, но я параллельно смотрю на артистов в социальных сетях. Потом провожу «первый кастинг». Я планировал для «СКТВКР» занять 6 артистов, но сейчас их 11. Мы начали работать и я не представляю, как сократить их количество.

- Раз пьесы к началу работы с артистами не было, как проходили репетиции?
- На первой встрече я попросил артистов рассказать о себе, но только не настоящую, а придуманную биографию. Это не войдет в спектакль. Но когда даёшь такое задание артистам, они — как и большинство людей — впадают в ступор. Что именно рассказать? А когда даёшь свободу, позволяешь придумывать и создавать новую личность, человек лучше раскрывается. Я даже запоминаю артистов по этим монологам.

- Как работаете с артистами, если интервью до сих пор записываются?
- Так часть материала уже набрана! Мы ездили по разным местам, общались с разными людьми. Есть записи с блогерами, школьниками и студентами, таксистами и другими, в планах — музыканты. Мне кажется, артистам вначале было сложно, но постепенно они «раскочегариваются». А сегодня мы поставили несколько очень хороших историй.

- Как будет выглядеть постановка?
- Зрители сядут непосредственно на сцене. Само здание театра очень интересное: зрительный зал небольшой, а сцена огромная, на ней находиться очень необычно. Мы будем использовать купольную проекцию, то есть выведем на потолок высококачественное видео, которые снимали и снимаем здесь — людей и места. Это будет отражаться в воде — внизу поставим огромный бассейн с примерно 5-7 см воды. Не будет никаких стульев, только вода, лица и истории настоящих людей.

- Есть ли какой-то общий портрет российского театрала?
- В разных театрах разные спектакли, и они привлекают совершенно разную публику. Мне кажется, что все театры счастливы одинаково, а несчастны по-своему. У Архангельского молодежного нет никаких проблем, он молодежный во всех смыслах: там много зрителей до 40 лет, там много экспериментальных постановок, много гастролируют по России и регулярно участвует в международных фестивалях. В других театрах основная аудитория это бабушки. Соответственно, они приглашают режиссеров, чтобы их зрителю нравилось.

- Вы часто посещаете театры в качестве зрителя?
- В родном Петербурге мало куда хожу, в основном это МДТ или постановки руководителя нашей режиссёрской лаборатории от СТД Юрия Бутусова. Обычно посещаю заведения в Москве. Очень интересен Электротеатр Станиславский, театр Вахтангова.

- То есть в Сыктывкарских театрах еще не были?
- Нет. Я бы с удовольствием, но когда? Моя работа в театре начинается в 9 — отладка технических моментов, работа с актерами, интервьюирование сыктывкарцев — всё это заканчивается в 21 час.

Премьера «СКТВКР» назначена на 11-12 апреля. Увидеть Сыктывкар глазами петербуржского режиссера можно будет на большой сцене Драматического театра.

12+