12 апреля Алексей Поминов был назначен на должность и. о. главного судебного пристава Республики Коми. В интервью «Первоисточнику» Алексей Юрьевич рассказал о своём назначении, борьбе с негативом по отношению к приставам и признался, что порой сам берёт деньги в долг.
– Алексей Юрьевич, как вы оказались в Коми? Расскажите о жизни до переезда.
– Я окончил среднюю школу в Красноярском крае, в городе Канске. Мой отец – военнослужащий, его уход на пенсию совпал с моим окончанием школы. В 1992 году мы всей семьёй переехали в Воронеж, там я поступил в госуниверситет. Когда окончил его, уехал в Белгородскую область и почти 13 лет работал на различных должностях в прокуратуре. В декабре 2010 года стал начальником отдела - старшим судебным приставом Старооскольского отдела судебных приставов, с июля 2013 года и по 11 апреля 2019 года замещал должность заместителя руководителя УФССП по Белгородской области. А с 12 апреля исполняю обязанности здесь.
– Как восприняли назначение? Сразу ли согласились?
– Вопрос о возможном моём назначении на вышестоящую должность поднимался несколько раз на протяжении 2,5 лет. В принципе я был готов к перемене места жительства и службы. Поэтому когда задали конкретный вопрос, ответил положительно – я и вся семья уже были готовы. С момента звонка из центрального аппарата до моего приезда сюда прошло 5 суток. Всё решилось очень быстро, да, немного неожиданно, немного напряжённо, но когда знаешь, что это рано или поздно должно случиться, то не страшно.
– Какие впечатления от первых месяцев в Коми?
– Конечно, регион отличается от Белгородской области. Но здешний климат не напугал, 16 лет я прожил в Сибири. Люди живут везде, и не вижу ничего плохого в северных регионах. Здесь и дышится полегче, и менталитет другой. Общаться с коллегами, с гражданами тут гораздо проще. Я доволен, что сюда попал.
– Как обычно проходит ваш рабочий день?
– У меня есть календарь событий, практически вся неделя расписана. Но если в общих чертах, то на работу прихожу примерно в 7:30 – это то время, когда могу спокойно рассмотреть документы, решить служебные вопросы, набросать план поручений. Ну а дальше – те события, которые запланированы: межведомственные совещания, прием граждан, публичные мероприятия. Рабочий день иногда может затянуться и до 9 вечера – зависит от объема документов и поручений.
– Какие самые распространённые задолженности местного населения?
– Если говорить о физических лицах-должниках, то самый распространённый вид задолженности – это коммунальные платежи. По ЖКХ у нас более 64 тысяч должников. По кредитам почти 54 тысячи исполнительных производств. Третья категория – административные штрафы уполномоченных органов, порядка 48 тысяч. Это логично: когда возникает долг по ЖКХ, он в большинстве случаев привлекает и долг по кредитам. Один кредит пытаются перекрыть другим – это как снежный ком.
– Можете назвать самого крупного неплательщика в республике?
– Их у нас 7. В отношении этих должников возбуждено 105 исполнительных производств, солидарная сумма долга – 4 млрд 100 млн рублей. Это исполнительные производства о взыскании ущерба, причинённого преступлением – незаконной вырубкой леса, взыскатель - Минприроды. Это небезызвестная в Коми история, частично долг уже взыскали, но пока большая его часть остаётся на исполнении. Должники отбывают наказание, с перспективой на взыскание этой суммы пока фактически только один из них.
– Часть населения к приставам относится негативно. Можно ли это побороть?
– Негатив в любом случае будет, его исключить из нашей работы нельзя. Если ситуация дошла до стадии принудительного исполнения, то, как правило, идёт конфликт – либо между должником и взыскателем, либо конфликт внутри себя самого «я не хочу это делать, а меня принуждают». В ряде случае негатив удаётся снизить благодаря умению пристава общаться.
– Расскажите о нестандартном подходе к решению поставленной задачи.
– Бывают у нас должники, которые считают своим долгом не являться к приставу, обжаловать любое его постановление. Они имеют частные домики с высокими заборами, там собаки бегают, и очень сложно должника «выцарапать» оттуда. Когда приставу удаётся по любому виду связи предупредить о визите с целью ареста имущества, должник баррикадируется и думает, что ничего не произойдёт. А пристав приезжает вместе со взыскателем, который согласен брать имущество на ответственное хранение, и снимает у должника шикарные ворота. Вся живность, которая находилась во дворе, отправляется гулять по улице. Должник открывает дверь и начинает возмущаться. В результате пристав получает доступ в жилое помещение, где арестовывает остальное имущество. Когда бытовая техника, межкомнатные двери и так далее грузятся в машину, да еще на глазах соседей, это действует отрезвляюще. В течение 2-3 дней долги закрываются.
– Бывает такое, что сами берёте или даёте в долг?
– Конечно, бывает. Но не люблю, когда я кому-то должен, поэтому стараюсь этого не делать. Жизненные ситуации бывают различные, поэтому иногда приходится брат в долг. Но помощи прошу исключительно у близких мне людей, которые чисто по-человечески могут помочь. И отдаю именно в тот срок, который оговорен. Потому что обманывать товарища или родственника – это себе дороже. Считаю, что доверие заработать очень сложно, а потерять его можно за 30 секунд. Стараюсь не связываться с кредитами: потому что при этом находишься в зависимом состоянии. Предпочитаю и планирую жить по тем средствам и доходам, которые моя семья получает.
– Расскажите о вашей семье. Близкие с вами переехали в Коми?
– Сначала прилетел я, а буквально 2 недели назад перевёз сюда семью. Сейчас все в сборе, будем определяться со школой для ребёнка и с трудоустройством супруги. Она по специальности преподаватель, но работала в основном в кадровых службах различных организаций. Сын окончил начальную школу, сейчас выбирает вид спорта, которым будет заниматься здесь. Раньше он занимался плаванием, ещё неплохо играет в футбол. Пока стоит на распутье в связи со спецификой региона. Но сын активный и без спорта просидеть не сможет.