Воркутинка борется с органами опеки в надежде воспитывать своего внука

Сначала мальчик с заболеванием проживал с бабушкой, но потом его забрали.

История Ирины Бондаренко, жительницы заполярного города, о том, как судимость 34-летней давности мешает бабушке заниматься воспитанием своего внука - мальчика 2014 года рождения с диагнозом «‎аутизм». Подробнее о ситуации сообщает портал «‎7х7», с корреспондентом которого женщина поделилась своими переживаниями.

У бабушки была назначена временная опека над Арсением, родители которого отказались от ребенка. Но в конце мая прошлого года сотрудники органов опеки сообщили, что изымут ребенка, показав кучу бумаг. Мальчика повезли в детскую больницу города, бабушка поехала следом. Но, со слов женщины, главврач отказался принимать ребенка с подобным диагнозом без сопровождающего. После того, как Арсения обследовали, он был переведен в дом ребенка в поселке Воргашор, что в нескольких километрах от Воркуты. При этом все происходящее было для малыша огромным стрессом: он плакал и не понимал, почему его отбирают у бабушки.

С тех самых пор Ирина Бондаренко пытается вернуть мальчика домой. Родители ребенка (сын Ирины и его бывшая жена Татьяна) с февраля 2018 года лишены родительских прав. Но по причине того, что в 1985-х году женщина, проживая на тот момент в Находке, пырнула ножом пришедшего в квартиру местного «‎шпану», который стал к ней приставать, сейчас бабушке не разрешают заниматься воспитанием внука. За умышленное телесное повреждение, опасное для жизни (часть 1 статьи 108 УК РФ) женщину тогда приговорили к двум годам лишения свободы. Однако через 9 месяцев осужденная была условно-досрочно освобождена.

После тюрьмы женщина никуда не привлекалась, была трудоустроена, сейчас на пенсии. Соседи отзываются об Ирине Бондаренко хорошо, участковый не имеет к ней претензий. При этом за время, когда мальчик успел пожить с бабушкой, в его поведении и развитии наблюдалась неплохая динамика: раньше он даже не ходил, а потом стал бегать, научился играть с животными. В квартире для Арсения была обустроена детская, где осталось много игрушек.

Бабушка часто навещает Арсения в доме ребенка, что подтверждает и директор заведения. Она привозит внуку продукты, одежду, играет с мальчиком, который рад таким встречам. По совету юриста Ирина Бондаренко обращалась в суд с заявлением об оспорении прекращения временной опеки.

- Я у них спрашивала, почему мне разрешили временную опеку, если это запрещено законом? Я же не скрывала информацию о своей судимости. Они ответили, что якобы об этом не знали, потому что документы я предоставила только в суд, а им — еще не принесла. Я за 30 лет после тюрьмы никуда не привлекалась, характеристики с работы у меня хорошие. С 2012 года я на пенсии. Но мне сказали, что как только я принесу все документы для постоянной опеки, ребенка у меня заберут. Это был замкнутый круг, - цитирует рассказ женщины «‎7х7».

5 июля прошлого года Воркутинский суд встал на сторону ближайшей родственницы мальчика и обязал чиновников в течение месяца повторно рассмотреть заявление бабушки о назначении постоянной опеки. Но это решение было оспорено Верховным судом республики, и Арсений остался в доме ребенка.

Между тем, правозащитники считают такое решение несправедливым. Ведь в разъяснении пленума Верховного суда России говорится о том, что надо индивидуально подходить к каждому случаю. Кроме того, они считают, что суд высшей инстанции нарушил и статью 8 Европейкой конвенции о правах человека «‎Право на частную жизнь»: государство рушит длительные и налаженные отношения между бабушкой и внуком.

Глава благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам‎» Елена Альшанская говорит о том, что в фонд часто обращаются бабушки и дедушки, которые не могут воспитывать своих внуков. Например, в молодости в деревне когда-то давно они продавали самогон, за что и были судимы. Но ситуации бывают разные и нужно учитывать, опасен человек для ребенка или нет.

На днях Ирина Бондаренко вернулась домой из Подмосковья. Туда она ездила как сопровождающая: маленький Арсений проходил очередное обследование. Ее сожитель Анатолий Кожевин, с которым женщина знакома с 1994 года, подал заявление, чтобы попытаться оформить опеку над мальчиком на себя. Каким будет решение в этом случае, пока неизвестно.