Народный народному рознь

Режиссер Юрий Грымов — об истинных и мнимых званиях артистов

Нынче такое время — о народных артистах народ вспоминает, только если случится какой-нибудь скандал. Недавняя история с Николаем Басковым и Филиппом Киркоровым тому яркое подтверждение. Клип, который сделали эти исполнители, обсуждать не будем. Интересен сюжет, развернувшийся вокруг него: возмущенная широкая общественность выступила с призывом лишить Баскова и Киркорова званий народных артистов России.

Народ, присмотревшись к своим артистам, заявил, что они — не его артисты, не народные. Народ, так сказать, против. Ну против и против. Пошумели, погалдели, пофлудили в соцсетях — и всё успокоилось. Стало как прежде: народ — отдельно, артисты — отдельно.

Был я на спектакле, в котором играл один из любимых моих актеров Саша Балуев. Купил программку, решил почитать. Вижу в составе труппы: «Заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии такой-то, лауреат такого-то конкурса…» Добрых пять строк одних званий и титулов. Отдельным абзацем существует артист.

Следующим в списке значился «актер Александр Балуев».

Про спектакль ничего говорить не буду. Хороший был спектакль. И артисты хорошие. Вне зависимости от количества строк в программке напротив их имен.

Вся эта система маркировки — «народный», «заслуженный» — придуманная сразу после революции, была очень удобна для большевиков. И в 1930-е годы этот рычажок управления творческой интеллигенцией замечательно использовался. Система была проста: довеском к званию, которое само по себе могло согреть лишь самолюбие обладателя, шли вполне ощутимые коврижки в виде дачи, пайка, повышенной ставки.

Размер и степень сладости коврижки зависели от масштабов. Свои заслуженные-народные артисты были и в союзных, и в автономных республиках. А были заслуженные-народные Советского Союза. Тут уже слой масла на хлебе был вполне ощутим. И уже без иронии — деньги, которые государство доплачивало артистам со званиями, иногда были очень и очень кстати. Система отличалась эффективностью: я не историк советского искусства и могу ошибаться, но вот так, навскидку, на память не приходит ни одного примера того, как народный (или даже заслуженный) артист Советского Союза выступил бы на каком-нибудь Съезде КПСС против генеральной линии партии.

Сегодня получение звания, особенно если речь о «народных», — дело непростое: награждение происходит указом президента. Тоже существуют какие-то выплаты и надбавки к пенсии. И что интересно, надбавки эти нужны именно тем артистам, которые имеют не только формальное право называться народными.

А что такое вообще народный артист? Если без кавычек, по сути? Это не тот, кого узнают на улице. Ведь тогда народным мог бы стать любой более-менее настырный человек из телевизора. Хотя и такие варианты тоже имеют место. По моему мнению, народный — уже не только и не столько звание как признание таланта и творческих достижений. Это образ жизни. С этой точки зрения народными артистами были такие разные личности, как, к примеру, Алексей Баталов и Владимир Высоцкий.

Ну и что, если у первого был значок и корочка, а у второго нет? Оба воплощали лучшие представления подавляющей части населения о том, каким должен быть человек. Были, выражаясь языком советских передовиц, «агентами влияния». И их влияние распространялось не только на сцену — оно ощущалось и вовне.

Жаль, но именно этого сегодня почти не осталось. Те же Киркоров с Басковым — звезды, кто спорит. Но в чем заключается «народность» этих и подобных им исполнителей, для меня загадка. Может быть, в том, что они собирают полные залы? Не знаю, насколько это показательно. А ведь вне поля зрения широких масс существуют многие по-настоящему заслуженные и по-настоящему народные артисты — и существуют очень скромно, на грани с бедностью.

Бог с ними, со званиями — ими сыт не будешь. Но вот кому доплачивать нужно — этим старикам, которые были кумирами наших отцов, этим героям ушедшей эпохи, на которых хотели быть похожими мы сами. Поэтому я был очень рад услышать на одной из прошлогодних встреч худруков московских театров предложение Николая Губенко: хорошо бы, чтобы Москва выделила какие-то деньги на прибавки к пенсиям тем народным артистам-москвичам, которые, несмотря на звание, сегодня живут, так и не сумев приспособиться к «прекрасному новому миру». Они просто выпали из жизни. И моя искренняя благодарность за то, что предложение было услышано и уже реализовано. Государство вспомнило об этих достойнейших людях. Будем помнить и мы.

Исторический факт, которым хочется подвести итог: в числе первых народных артистов Советской России были Шаляпин и Собинов...

Оригинал