Регулируемая стабильность

Уходящий год прошел под знаком кризиса на топливном рынке. Майский скачок цен на бензин на 5,6%, опередивший в 14 раз месячные темпы инфляции (0,4%), был отчетливо заметен не только специалистам Росстата, но и простым автовладельцам. Это вынудило правительство снизить с июня акцизы на бензин и дизель — на 3 тыс. и 2 тыс. рублей соответственно, взяв с нефтяных компаний обязательства по сдерживанию цен.

Экстренные меры позволили стабилизировать ситуацию во второй половине года. Если в период с января по июнь цены на бензин выросли на 9,4% в сравнении с декабрем 2017 года, то за следующие четыре месяца они, пусть незначительно, но снизились (на 0,1%, согласно данным Росстата). Помимо уменьшения акцизов, свою роль сыграло и решение ФАС обязать нефтяников увеличить поставки топлива на внутренний рынок, поспособствовавшее снижению экспорта.

По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭКа, за первые 10 месяцев 2018 года экспорт бензина в годовом выражении сократился на 2,1%, до 3,2 млн т, а экспорт дизеля — на 5,2%, до 34,2 млн т. В роли «кнута» для компаний выступило и принятие Думой законопроекта, предоставившего правительству право в случае скачка цен повысить пошлины на экспорт топлива с нынешних 30% до 90%.

В 2019 году на ценах способно сказаться увеличение акцизов. С января они будут повышены на 50% в сравнении с июньским уровнем — до 12 314 рублей и 8 541 рублей за тонну бензина и дизеля соответственно. Это следует из законопроекта о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, минувшим летом одобренного Думой. Слишком долго удерживать льготные ставки правительство не могло, поскольку от поступлений по акцизам зависит устойчивость региональных дорожных фондов. Не допустить в этих в условиях нового скачка цен будет призван демпфирующий механизм — бюджетная субсидия, которая будет выплачиваться компаниям в том случае, если экспортная стоимость топлива будет превышать ее условную внутреннюю цену не более чем на 10%.

В распоряжении регуляторов будет оставаться и соглашение по сдерживанию оптовых цен, которое действует до конца марта. В нем зафиксирован потолок стоимости тонны Аи-92 на уровне в 53 501 рублей, превысить который компании в ближайшие 12 месяцев смогут не более чем на 6%. Индексация в 1,7% совпадет с предстоящим повышением НДС, а остальные 4,3% привязаны к официальному прогнозу по инфляции на 2019 год. Прирост оптовых цен на 6% вполне реалистичен, учитывая, что с июля по ноябрь, по оценке Минэнерго, они снизились на 0,8%.

Однако стабилизация цен в опте сама по себе вряд ли снизит риск их межрегионального разброса в рознице. По данным ЦДУ ТЭК, в ноябре стоимость отгрузки тонны Аи-92 с Московского, Ярославского и Рязанского нефтеперерабатывающих заводов была почти одинаковой — 48,5 тыс. рублей, 48,5 тыс. рублей и 48,991 тыс. рублей соответственно. Тогда как в Москве нижняя граница розничной стоимости литра Аи-92 (41,81 рубля) была на полтора рубля выше, чем в Ярославской области (40,39 рубля), и на два — чем в Рязанской (39,91 рубля).

Как и до соглашения о фиксации цен, компании варьируют конечную стоимость топлива в зависимости от платежеспособности потребителей. Причина тому — низкая конкуренция на региональных топливных рынках: по данным ФАС, в 2016 году семь крупнейших нефтяных компаний контролировали более 70% розничного рынка Аи-92 в 31 регионе из 43, где проводились оценка состояния конкуренции. При этом еще в 10 регионах их доля превышала 45% (более поздних подсчетов нет).

Частично решить эту проблему могло бы кратное увеличение норматива по поставкам бензина на биржу (с нынешних 10% от объемов производства до как минимум 30%) в обмен на ликвидацию экспортных ограничений. Такое решение, с одной стороны, усилит конкуренцию в сегменте сбыта, а с другой, не обернется дефицитом топлива, поскольку для его производителей экспорт пока играет второстепенную роль. В 2017 году, еще до того как были внедрены обязательства по поставкам на внутренний рынок, на долю экспорта приходилось лишь 10% выпуска бензина — 4,1 млн т из 39,2 млн т. Однако доступ к внешнему рынку в долгосрочной перспективе поможет компаниям поддержать рентабельность нефтепереработки, которая лишится косвенных субсидий после завершения налогового маневра. Поэтому нефтяники наверняка согласятся на подобный компромисс с регуляторами. А им будет проще администрировать поставку бензина на биржу, чем контролировать экспорт.

Да и в целом, повышение биржевого норматива облегчит задачу сдерживания цен, которая сейчас, де-факто, выполняется административными методами. Их использование, как правило, приносит лишь кратковременный эффект, в то время как долгосрочный результат может обеспечить лишь конкуренция. В том, удастся ли правительству увеличить конкуренцию в топливной рознице, и заключается главная интрига наступающего года.

Оригинал