Встретиться с Валерием Скорожонком нам удалось во время его гастролей в Коми. Тур по городам и сёлам республики у легендарного «песняра» длился более недели. В интервью «Первоисточнику» солист ансамбля рассказал о творчестве, семье и увлечениях.
– Валерий, как вам республика Коми? Как климат?
– Климат пока тяжело переносим. Я был у вас несколько раз, но приезжал на короткие сроки, не успевал прочувствовать, а вот сейчас приехали в тур, и тяжеловато. Лекарства купили – подлечиваемся. У нас, конечно, совершенно другой климат.
– Где уже успели выступить?
– Были в Койгородском районе, Зеленце, Айкино, Пажге, Выльгорте.
– Почему выбор пал на небольшие населённые пункты?
– Я прилетал сюда летом на фестиваль «Завалинка», многие районы Коми были на мероприятии и захотели пригласить меня к себе с концертом. Я периферию очень люблю. Там люди принимают от души. Я ещё на «Завалинке» заметил, что каждый номер художественной самодеятельности принимали бурей аплодисментов. В такой атмосфере хочется работать и работать. Складывается впечатление, как будто приехал к своим родственникам. Всегда стол накроют: и шанежки, и рыжики. Молодцы!
– Какие ассоциации у вас с республикой Коми?
– Ну, конечно, это Север, тайга, работяги, многие мои земляки сюда ехали на заработки. По советским меркам это было романтично: приехать на Север, работать. Мой старший брат Владимир, когда ещё на практике здесь был, влюбился в этот край и со временем переехал. Я к нему в гости прилетал ещё в советские времена. Сейчас он живёт в Сыктывкаре.
– Брат тоже творческий человек?
– Да, он всю жизнь пел, я от него всё и перенимал. Наши родители очень здорово пели. Всегда были душой компании. Брат младший тоже профессиональный музыкант, так что у нас семья музыкальная. Дети тоже поют.
– А расскажите о вашей семье. Чем занимаются дети?
– Моя жена – мой директор. У меня от предыдущих браков четверо детей: три дочери и сын. Моя жена любит их как родных, и они её тоже. Младшая дочь хочет пойти по моим стопам. Здесь так – если зацепило, то уже не поправишь. Я всё-таки считаю, что для женщины лучше семейный, домашний очаг. Но ей ещё всего 10 лет, так что ещё неизвестно, что получится. Средняя дочь тоже имеет музыкальное образование. Но она после музыкального училища поменяла профессию. Старшая дочь занимается музыкой любительски. А вот сын у меня – «технарь».
– А кем вы мечтали стать в детстве? Сбылась ли мечта?
– Нет, мечта моя не сбылась. Я хотел пойти учиться в мореходку, меня манили моря. Меня «переломал» белорусский дирижёр Борис Ипполитович Райский, когда я участвовал в детском конкурсе. Он послушал меня и сказал, что есть задатки профессионализма и нужно развиваться именно в музыке. Я задумался над его словами... и мореходка не состоялась. Моряк из меня не получился.
– Был ли у вас кумир?
– Есть такое выражение – не создай себе кумира, но равняться было на кого. Во-первых, у меня был собственный пример – ансамбль «Песняры», в котором я отработал 15 лет. Так что в первую очередь это Владимир Мулявин. Также я равнялся на Александра Градского, мне нравились его вокал, его творчество. Многих слушал артистов – «Битлз», само собой, и другие группы.
– А как вы попали в ансамбль «Песняры»?
– Тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Коллектив был укомплектован. Старый состав начал отделяться от Владимира Мулявина, тогда он объявил новый созыв, я и поймал свою птицу счастья за хвост. Прошёл прослушивание, и он сразу взял меня на работу. Коллектив имеет статус государственного.
– Аудитория со временем тоже растёт, или приходят молодые люди на концерты?
– Молодёжь у нас в Белоруссии воспитывается на этих песнях. Наши песни вошли в школьную программу. И дети знают, что такое «Песняры». Новые песни, конечно, не ставятся рядом с теми, что были при Мулявине. Те произведения и по сей день пользуются спросом.
– А какая песня ансамбля вам больше по душе?
– У меня их несколько, да они все по душе, потому что они все со смыслом: «Беловежская пуща» , «Молитва», «Журавли на полесье» и другие.
– Какие были самые запоминающиеся случаи из выступлений?
– Полно таких! Единственное, что слова мы никогда не забывали, Мулявин всегда к этому был требователен. А так, всяких хохм бывало. На «зелёных» концертах (завершающих концертах в туре) мы постоянно шутили друг над другом. Главное, публика не должна этого заметить. К примеру, барабанщику на стул водички налили, он хочет встать, а играть надо... Такие вот мелкие шоу-подвохи.
– Расскажите, а чем вы занимаетесь в свободное время?
– В свободное время у меня есть хобби – собирать анекдоты, байки, шутки, весь юмор из нашей жизни. Я выпустил книгу «Записки адекватного», привёз с собой. На концертах делаю презентацию и продажу. Книга пользуется большим успехом у зрителей, и они охотно её раскупают. А ещё рыбалка! Я специально построил дом на берегу озера. Грибы люблю собирать. Рядом лес, и мы с женой – фанаты в этом деле.
– Какую музыку слушаете вы сами?
– В последнее время не часто слушаю музыку, своих концертов хватает. При случае я люблю послушать красивую приятную и спокойную музыку. Под настроение можно и блюз, и рок-н-ролл. Меня абсолютно не интересует жанр. Как говорил Мулявин, есть два жанра в музыке: «цепляет» и «не цепляет». Если «цепляет», то можно слушать в любом стиле, жанре.
– Валерий, спасибо за интервью, что пожелаете нашим читателям?
– Приходите на мои концерты. Они всегда проходят как дружеские встречи.