«Прелести» Севера

Наполеон утверждал, что тайна войны — в коммуникациях. Однако не менее справедливо мнение, гласящее, что именно в них и их доступности — секрет единства и процветания государства. Коммуникации — это быстрая, прямая, а значит, дешевая доставка товаров и развитие туризма, это высокая мобильность населения и возможность освоения отдаленных территорий. Примеров тому немало, и, пожалуй, самый яркий — это сеть автомобильных дорог, хайвеев, которая стала основой развития современной экономики в США.

Еще в большей степени это касается нашей страны, протянувшейся с Запада на Восток почти на 10 тыс. км, причем стоит учесть, что около 76% территории России лежит к востоку от Урала. Эти самые богатые полезными ископаемыми и ресурсами земли, одновременно и самые труднодоступные, особенно, если речь идет о районах Крайнего Севера. Строго говоря, климат этих мест считается в Европе лишь условно пригодным для жизни, но Север — это газ и алмазы, нефть и редкоземельные металлы, уникальные руды и золото. Наконец, это транспортная артерия настоящего и будущего — Северный морской путь. Чтобы всё это добывалось и работало, нужны высококвалифицированные специалисты, которым необходимо не только выдать зарплату, но и создать условия для жизни как их самих, так и их семей.

Для людей, большую часть года занимающихся очень нелегким трудом в условиях экстремальных температур, полярной ночи и других «прелестей» Севера, необходима возможность свободно добраться до «материка» — поехать в отпуск, на лечение, к своим родным и близким. Казалось бы, что в этом сложного? Ведь в регионе действует правило, согласно которому раз в год можно воспользоваться льготным перелетом. Однако постоянно растущая стоимость авиаперевозок не просто сделала весьма проблемной возможность при необходимости слетать на юг или в Европейскую часть России, она, косвенно, стала причиной нарушения конституционного права граждан. Статья 27 основного закона Российской Федерации гласит: «Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Вроде бы никто не препятствует гражданам в реализации их права провести свой отпуск у теплого моря, но вот расходы на дорогу очень часто это право попросту нивелируют.

Эту несправедливость люди, которые живут нелегким трудом в экстремальных условиях, ощущают особенно остро, в чем я убедилась на личном приеме граждан в Нарьян-Маре. Едва ли не каждый просил что-то сделать с ценами на авиабилеты, ведь на их покупку перестало хватать даже немаленьких окладов с северными коэффициентами… Просили от себя, просили от имени общественных организаций, особенно общественного объединения по работе с многодетными семьями, которых, к слову сказать, в округе очень много. Эта тема была лейтмотивом и в беседах с губернатором Ненецкого автономного округа Александром Цыбульским, и уполномоченным по правам человека Ларисой Свиридовой. Действовать решили совместно.

Конечно, ни губернатор, ни омбудсмены не имеют права диктовать ценовую политику авиаперевозчикам, но вот обратиться в Министерство транспорта с просьбой рассмотреть вопрос о субсидировании воздушных перевозок из Нарьян-Мара в Москву, Санкт-Петербург и Архангельск могут вполне, что мы и сделали.

Мы понимали, что простых решений этой проблемы не существует: во-первых, откуда взять деньги? Во-вторых, пассажиропоток на этих маршрутах не так уж велик — просто в силу небольшой численности населения округа, невелика и рентабельность авиаперевозок. Нужно было найти некий баланс возможностей и интересов. На это ушло почти полгода.

К чести Минтранса могу сказать: нас услышали и, главное, захотели помочь. Маршрут Нарьян-Мар–Москва теперь включен в перечень субсидируемых. В этом году с 1 марта по 1 декабря этой льготой могут воспользоваться пенсионеры, молодые люди в возрасте до 23 лет, инвалиды 1 группы и сопровождающие их лица, а так же те, кто сопровождает детей-инвалидов и инвалидов детства. Всего до 1 октября по этой льготной программе было продано 4274 билета и еще более 7,5 тыс. будет предположительно продано.

Возможным признано и субсидирование воздушных перевозок по маршрутам Нарьян-Мар–Санкт-Петербург и Нарьян-Мар–Архангельск. К сожалению, авиаперевозчики пока не подали заявления в отношении этих маршрутов в комиссию Министерства транспорта Российской Федерации. Очень надеюсь, что в ближайшее время они всё же сделают это.

Особо хочу отметить, что благодаря внимательному отношению к проблеме со стороны министра транспорта Евгения Дитриха и членов комиссии Нарьян-Мар был включен в перечень удаленных и труднодоступных регионов страны, перевозки в которые субсидируются в первоочередном порядке.

Часто приходится слышать фразу, которую я очень не люблю: «Что мы можем? От нас же ничего не зависит». Зависит. Наша судьба, жизнь и благополучие наших родных и близких и, в конечном итоге, благополучие всей нашей страны. Когда все заинтересованные силы: граждане, общественные организации органы власти и правозащитники совместно и скоординированно берутся за решение проблемы, оно находится. Это и есть то, что называется «современным гражданским обществом» или, перефразируя Генри Форда: «Мы этого хотим. Значит, это будет». И — никак иначе.

Оригинал