Рустем Булатов: «Республика Коми – очень необычная для меня»

Вокалист группы «LUMEN» – о юбилее коллектива, фанатах и Сыктывкаре.

Российской рок-группе «LUMEN» в это году исполнилось 20 лет. Весной в честь этой даты музыканты гастролировали по стране с «электрическим» туром, с ноября запланирован новый тур – акустический. В преддверии концерта в Сыктывкаре, который запланирован 3 декабря в Gallery Hall (16+), «Первоисточник» пообщался с вокалистом и фронтменом группы Рустемом Булатовым.

– Юбилей – это время подведения итогов. Что добились за 20 лет, что ещё в планах?

– Мы добились того, что хотели: у нас есть слушатели и возможность самовыражаться. И дальнейший план очень простой – нам хочется, чтобы так и было. Мы будем сочинять новые песни и играть их для тех, кому они окажутся близки.

– В Сыктывкаре уже бывали? С чем у вас ассоциируется Республика Коми?

– Мы выступали в Сыктывкаре в 2013 году. Республика Коми для меня ассоциируется с культурой одноимённого народа. Она очень своеобразная и необычная для меня.

– У вас плотный гастрольный график. Расскажите о самых запоминающихся случаях, курьёзах на концертах.

– Много всего было: забытые паспорта, потерянное в дороге оборудование, забавные ситуации. Мне вспомнилась давнишняя история из начала нулевых. Организаторы концерта почему-то сделали афишу не из общей фотографии группы, а только из моей. Мы уже настраивали звук, а в зал зашли двое мужчины. Дальше со слов организатора: «Я смотрю за саундчеком, потом слышу сзади шум какой-то, спор. Подошёл к посетителям, а там: «Он, я тебе говорю. Да нет, не он…» А в зале в это время нормальный такой рок уже шпарит со сцены. Я у них спрашиваю: «Вы чего хотели?» А они говорят, что за билетами пришли. Постояли ещё минуту и уточнили: «Так это всё же Билан, или нет?».

– У вас когда-нибудь появлялось желание бросить группу?

– Мы давным-давно в 2000-ом году сильно поссорились и разошлись на месяц. С той поры почти не ссорились. Ещё один раз сильно разругались в 2009-ом, но это всё проблемы роста. Мы с улыбкой теперь вспоминаем те проблемы.

– Кто из рок-музыкантов является для вас кумиром, на кого стремились быть похожим?

– Никто. Кумир – это непререкаемый авторитет. Я так не могу. Если я не согласен с чем-то, я буду отстаивать свою точку зрения.

– Тогда расскажите, музыку каких авторов вы слушали в юности?

– Я очень увлекался русским роком. Заслушал до дыр всё, до чего дотянулся. И только одновременно с тем, как мы начали уже что-то играть, я открыл для себя зарубежный рок: «Nirvana», «Sex pistols», «Offspring» и позже классику – «Beatles», «Doors».

– Вы бросили учёбу на юрфаке перед самым дипломом. Это было ваше решение?

– Да, это было моё решение. Я в школе очень увлекался историей, участвовал в олимпиадах, читал какие-то дополнительные источники. Логично было продолжить гуманитарное образование, раз была тяга. А потом я понял, что это не моё, но какое-то время продолжал учиться в университете не для себя. Мне очень не хотелось расстраивать родителей. Пока у меня хватало сил совмещать собственные желания с этим стремлением, я делал так. Потом сложилась такая ситуация, что нужно было выбрать что-то одно: закончить обучение или закончить запись первого альбома. На всё сил и времени уже не было. И я сделал правильный выбор. И родители простили мне это.

– В Instagram вы дали советы для молодых людей: «Не отвлекайся на ерунду. Жизнь происходит прямо здесь и сейчас...». Бывало так, что сами тратили время не на то, что нужно?

– В юности, в молодости много времени потратил на бессмысленные занятия, которые ни к чему не привели. Глупые фильмы, игры, праздное шатание по району...

– Вы сами поняли, что пустое, а что действительно важно?

– Жизнь – хороший учитель. Всё в ней похоже на труд крестьянина. Приходит время сеять, и ты сам выбираешь, что именно. И это как раз про наши дела. Проходит срок, и твои посевы всходят умноженные. Занимался полезным – получил результат. Тратил время – получил проблемы. Это всё очень банально, но мы живём в странном мире, где даже простое нужно повторять постоянно. Слишком много соблазнов.

– Ваши строки: «Я так люблю свою страну и ненавижу государство». За последнее время отношение к стране и государству менялось? Если да, то как?

– Нет, не поменялось. Я всё ещё в восторге от нашей страны и всё так же не в восторге от того, как государство решает проблемы нашего общества.

– Не было желания уехать из страны?

– Нет, это фантастика для меня. Такое возможно только в крайнем случае.

– А из Уфы? Чем этот город вам дорог?

– Тоже не было. Это Родина. Это дом. Чем хорош дом? Только в нём ты не гость. Уфа – это мой город. Наш город, я счастлив делить это удовольствие с другими уфимцами. Желаю процветания Уфе, и мы по-своему стараемся в этом смысле.

– Сколько примерно времени уходит на создание одной песни? Расскажите, как это происходит.

– Всё время по-разному. Иногда это вопрос минут, иногда – лет. И схемы тоже постоянно меняются. Исходной точкой может быть стих, а может быть музыка, или мелодия… Нет единого рецепта.

– Ваши фанаты – какие они? Как можете охарактеризовать людей, которым нравятся песни группы?

– Любой фанатизм, даже в таком несерьёзном вопросе, как увлечение творчеством музыкального коллектива – это потеря собственной воли. Фанат – это слепо следующий. А нам противно подобное. Поэтому мы много лет стараемся донести до наших слушателей мысль: «Думайте сами! Подвергайте всё сомнению, и наши высказывания тоже. Только если вы поняли содержание и пришли к выводу, что оно созвучно вашим собственным мыслям, только тогда мы с вами «одной крови». Я очень надеюсь, что наши слушатели такие – думающие и свободные.

– Рустем, спасибо за интервью! Что пожелаете нашим читателям?

– Берегите себя и близких! Это самое главное. А ещё – ищите музыку. Ту, которая поможет быть счастливее, поддержит по жизни, придаст сил.