Без труппы

Россия славится своим стационарным репертуарным театром, история которого насчитывает уже несколько сотен лет. Театр со своей постоянной труппой — великая идея и — при правильной организации процесса — перспективное дело. Впрочем, творчество приемлет и другие формы, которые могут быть весьма успешны. Известно, что многие коммерческие компании отказываются от штатных сотрудников в пользу фрилансеров и удаленных работников. Нечто подобное мы решили перенести и в театральную сферу.

Театр «Практика» существует вовсе без труппы. Наш коллектив состоит из 45 человек, которые обеспечивают все технические функции. Но творческая составляющая целиком отдана резидентам. Такую форму организации можно определить как открытую систему закрытого театра. Открытая — потому что любой может войти сюда в качестве актера-резидента и даже предложить спектакль-резидент. «Практика» — площадка для новой драмы, для молодых ищущих авторов. Если предложенная идея соответствует концепции развития театра, и дирекция во главе с художественным руководителем ее одобряет, мы поможем реализовать проект. Подобных постановок достаточно, чтобы в афише не было ни одного свободного дня. И именно они составляют основной репертуар.

Недавно мы лишились своего лидера, большого артиста, режиссера и педагога Дмитрия Брусникина. Со своими учениками из Школы-студии МХАТ он искал не только новые формы существования на сцене, но и новые способы организации творческого взаимодействия. И сюда он пригласил своих учеников. При этом «брусникинцы» не вошли в труппу, поскольку у «Практики» нет постоянной труппы.

Станет ли подобная схема работы театром будущего? Полагаю, это лишь одна из возможных форм существования. Но, считаю, наш опыт может быть применим к другим театрам. Однако наличие труппы диктует свои правила организации театрального процесса. Кроме того, и формат «Практики» не избавляет от многих проблем, с которыми сталкиваются почти все коллективы. Так, например, это нехватка пространства. Некоторые резиденты предлагают интересные спектакли большой формы, а сцена «Практики» не в состоянии принять постановку. Ведь у нас всего два зала — на 87 и 52 места, и оба предназначены для камерных постановок.

От инфраструктурных проблем никуда не уйти, но не менее важно и продвижение спектаклей. Поэтому с нового сезона мы стали предлагать резидентам не только поддержку при постановке спектаклей, но и организацию гастролей, помощь с участием в российских и международных фестивалях. Таким образом, можно говорить о целом «комплексе услуг», и это направление надо активно развивать. Ведь гастроли — это кислород для театра. Актеры существуют в сфере эмоций, переживаний и ощущений. Им обязательно надо подпитываться от разной аудитории.

И, конечно, существует общая проблема — финансирование. Откуда взять средства на развитие нового театрального дела? Можно использовать разные схемы организации творческого процесса, искать различные способы экономии, привлекать внебюджетные средства, участвовать в коммерческих проектах, но без государства всё равно никуда. Надо признать: российский театр не может существовать без господдержки. Каким бы прославленным не был коллектив, на какой бы эксперимент не решался, лишь в содружестве с государством он может творчески реализовываться.

Оригинал