Путешествие к надежности

Безусловно, туристическая отрасль — одна из самых «рыночных» в нашей экономике.

Компании жестко борются друг с другом за клиента. И государству не стоит снижать уровень нынешней конкуренции. С одной стороны, у туристов должен быть обширный выбор путевок — по различным направлениям, с разными уровнями сервиса и цен. Обратная сторона такой «рыночности» — возможные риски для потребителей. Инцидент с «Натали Турс», заставляет нас извлечь уроки из сложившейся ситуации. Важно отметить, что объем ущерба (порядка 1 млрд рублей), который понесли туристы, воспользовавшиеся услугами компании, явно не пропорционален нормальному рыночному риску.

Проанализировав ситуацию, произошедшую с «Натали Турс», было бы целесообразно рассмотреть дополнительные критерии к структуре капитала туроператоров. Можно констатировать тот факт, что «Натали Турс» не имела запаса собственных средств, поэтому исполнить обязательства перед туристами оказалось невозможным.

Также хотелось бы сказать несколько слов о фондах персональной ответственности туроператоров, формирование которых началось с прошлого года. Они являются одним из механизмов, направленных на обеспечение прав туристов. Размер ежегодного взноса компаний в них равен 1% от продаж путевок за границу за предыдущий год. По мнению большинства экспертов, мера снизит экономические риски туристов. Ведь средства фонда — «живые» деньги, которые лежат на банковском депозите, у туроператора к ним нет доступа. До недавнего времени компании предъявляли в качестве обеспечения гарантии банков и страховые полисы на определенные суммы, не увязанные напрямую с объемом бизнеса. Конечно, в полном объеме новый механизм заработает через несколько лет.

Уже в ближайшее время значительно повысить финансовую устойчивость и безопасность российского туристического рынка может создаваемая сейчас государственная информационная система «Электронная путевка». По каждому туру в программе формируется документ с уникальным номером. Он и является непосредственно электронной путевкой. В результате обеспечивается прозрачность рынка туристических услуг и для потребителя, и для государства. Первый видит в интернете не только составные части своего тура, но и подтверждение брони на гостиницу, факт оплаты билетов и многое другое. Чиновники же могут отслеживать стоимость и состав услуг, которые реализованы клиентам. По моему мнению, введение электронной путевки приведет к повышению добросовестной конкуренции участников рынка, увеличит достоверность и оперативность туристской статистической отчетности и анализа этой информации. Также система позволит формировать фонды персональной ответственности туроператоров с опорой на реально отраженную в электронных путевках стоимость оказанных услуг. И, наконец, она даст возможность оперативно определять данные о местах размещения российских туристов, что позволит организовывать их оперативную эвакуацию при чрезвычайных ситуациях.

Использование электронной путевки в настоящее время является добровольным. Между тем понятно, что реальный эффект от этой государственной системы можно будет получить только при ее обязательном использовании всеми компаниями.

Сегодня, в Международный день туризма, могу сказать, что в российской туротрасли работает огромное количество настоящих профессионалов. К сожалению, пока сохраняются риски для клиентов, однако найдены способы их преодоления. Уверен, что в ближайшее время мы сможем урегулировать и эти проблемы. Не сомневаюсь также в дальнейшем поступательном развитии туристической отрасли не в ущерб потребителю.

Оригинал