Аттракцион налоговой щедрости

Эксперт по розничной торговле Алексей Федоров — о том, как повышение НДС спровоцирует честные распродажи.

Летом были приняты поправки, которые увеличивают НДС до 20%. Изменения вступят в силу с 2019 года, но немало интересного произойдет уже в конце 2018-го. Например, можно прогнозировать более ранее начало массовых распродаж товаров, которые на этот раз будут более честными по отношению к покупателям. 

На протяжении всего года ритейлеры постоянно закупают товары повседневного спроса, а также сезонную продукцию, основываясь на емкости огромного ряда показателей: размер склада, количество палето-мест и ячеек для хранения, входные возможности склада, загруженность персонала и пр. Понятно, что невозможно единовременно опустошить складские помещения и наполнить их новой продукцией, и это вполне очевидно не только для бизнеса, но и для рядового потребителя. Покупателей сейчас уже невозможно привлечь в торговую точку фиктивными скидками. Каждый из нас может посмотреть на чек и понять, откуда берутся те самые 18% от стоимости. Товар весь год закупался с НДС 18%, а в 2019 году будет продаваться с 20%. То есть в одну секунду 1 января ритейлеры потеряют 2% своего оборота.

Чтобы понимание убытков было более показательно: у среднего ритейлера товара на складах на сумму порядка 10 млрд рублей. Несложно подсчитать, что в новогоднюю ночь карета и правда превратится в тыкву.

Для некоторых секторов торговли это будет просто губительно. В таких направлениях коммерции, как бытовая техника и электроника, где часто маржинальность не превышает 4–5%, это станет катастрофой. Причем особенно это коснется добросовестных средних игроков. То есть они практически потеряют рентабельность. Если крупные игроки имеют некую «жировую прослойку», то у средних просто может оказаться дефицит свободных средств.

К чему это приведет и чего стоит ожидать? Конечно, все игроки рынка начали готовиться к повышению НДС уже сейчас. И мы прогнозируем попытки «избавится от товара» осенью. Большинство магазинов начнут традиционные распродажи раньше, а предложения будут еще более выгодными. Стремление всё распродать подарит гражданам настоящий праздник невероятных скидок.

Лавинообразным и максимально заметным трафик может стать на торговых площадках в зонах активного жилого девелопмента, поскольку многие семьи проводят значительную часть досуга в торговых центрах.

Граждане привыкли экономить и считать деньги. Поэтому скидки работают, только если они подкреплены конкретными предложениями и покупатель понимает, сколько он экономит именно в деньгах. Так что в этом году традиционные распродажи будут куда более честными.

Уже сейчас можно прогнозировать и то, как изменятся ценники в магазинах после новогодней ночи. Очевидно, что после повышения НДС товары подорожают не строго на 2%. Рост цен будет колебаться в пределах 0,9–1,3%, а в первой половине 2019 года, скорее всего, и вовсе будет малозаметным. На практике не все увеличение налога перекладывается на граждан, то есть на конечного потребителя. Высокая конкуренция и низкая платежеспособность покупателей ставит ритейлеров в ситуацию, когда стоимость товаров необходимо будет поднимать аккуратно, постепенно и максимально безболезненно — в ряде случаев за счет сокращения своей прибыли. Скорее всего, часть компаний сократят годовые бонусы и премии сотрудникам.

Но для коммерции круг вопросов немного шире. Парад предновогодних скидок обернется дефицитом товаров, которые ритейлеры не успеют закупить и доставить в торговые точки. Это продиктовано как раз искусственным опустошением складов и усилиями по сокращению товарных остатков.

Коммерция прогнозируемо восстановится к концу января, и начнется уже новый год с новыми сезонами распродаж, ведь шоу должно продолжаться. И, может быть, мы увидим появление нового маркетингового тренда, толчком для которого послужит желание «продать всё», как рождение новой вселенной в результате большого взрыва.

Оригинал

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться