Мария Куликова снялась в почти 70 фильмах и телесериалах с 1999 года: в её послужном списке значатся такие хиты, как «Склифософский», «Парфюмерша», «Доярка из Хацапетовки» и другие. И карьера её в самом разгаре. Корреспондент «Первоисточника» побеседовал с актрисой по телефону в перерыве между съёмками.
- Мария, знаю, что в детстве ваша первой ролью была роль Бабы Яги. Почему именно её вам пришлось играть?
- Я плясала ведьмой на празднике, это была даже не массовая сцена, а на заднем плане. И кто-то из педагогов увидел, что я очень ярко кривляюсь, не боясь быть смешной и некрасивой. И педагоги присмотрелись ко мне, сказали: «Слушай, а попробуй». Ну я и попробовала. А при первоначальном распределении мне не досталось ничего. Там была роль даже лошади, а мне не дали ничего, и я очень расстроилась. Уж о главной роли я точно не мечтала.
- В Щукинское театральное училище вы поступили тайком: почему? Разве родители были против такого выбора?
- Не то чтобы против… Просто не хотела афишировать. Я была очень не уверена в себе: мне казалось, что я никогда не поступлю в такой шикарный вуз. И не хотелось в принципе это с кем-либо обсуждать. Я параллельно готовилась и в МГУ. Поэтому не было смысла никому ничего рассказывать. А когда всё сложилось, родители были счастливы: это было бюджетное отделение, самый лучший, на мой взгляд, театральный вуз страны. Никто не был против. Тем более, что в то время образование не было таким дорогим, второе образование, если не ошибаюсь, можно было получать бесплатно. Поэтому решили так: попробую, поучусь, а если не «пойдёт» - поступлю в другой институт.
- Кто больше всего повлиял на ваше становление как актрисы?
- Первые педагоги, безусловно, это были 4 года очень серьёзного труда. Мастеру курсов Князеву Андрею Владимировичу, в первую очередь. Вообще, была плеяда великолепных педагогов, перечислять можно бесконечно: Ширвиндт, Лановой и так далее… Нет смыла называть: можно кого-то обидеть, если забыть. Но я думаю, что всё закладывается в первые годы, а потом уже оттачиваются какие-то навыки, мастерство. Со временем, когда встречаешь большое количество творчески одарённых людей, в «копилку» уже складываются какие-то нюансы, но база – это «Щука», безусловно.
- Вами сыграно большое количество героинь разного плана. А какая роль вам запомнилась больше всего и почему?
- Никакая. Это как вопрос о том, какого ребёнка мать больше всего любит… Есть какие-то знаковые вещи: например, Надя из сериала «Две судьбы» - просто потому, что она была первая и самая яркая. Исключительно только поэтому можно выделить, это был такой небольшой «трамплин». А остальное – это всё моя любовь, это моя жизнь.
- Расскажите о каком-либо смешном случае, произошедшем во время съёмок?
- Любой смешной случай, если это не сформированный анекдот – он вырван из контекста. Смешно почему? Потому что все присутствующие понимают контекст ситуации, и от этого становится смешно. На съёмочной площадке, когда люди по полгода находятся вместе и у них уже складываются определённые отношения – это как в семье. Например, в семье шутят, а половина людей, которые слушают это, не понимают, о чём речь. Шутка может быть связана с какими-то нюансами, которые знают только они. Так же и на съёмочной площадке: тем более, там ещё всё замешано на специфике профессионального сленга, например. Поэтому любая шутка, вырванная из контекста «киношников», будет, во-первых, непонятной, во-вторых, она будет явно не смешной. А таких вот прямо анекдотических случаев я, честно, говоря, что-то не припомню. В целом же всё время стоит смех на съёмочной площадке, потому что труд достаточно тяжёлый, и все работают по 12 часов, плюс ещё дорога туда и обратно. И понятно, что смех – это единственная радость, разрядка, которая доступна в эти моменты. Поэтому смеёмся много.
- Всегда ли удаётся быстро вжиться в актерский образ? Как вы работаете над этим?
- Как и у большинства людей, на работе может что-то не получаться. И у артистов в том числе. Рефлексирую, комплексую, потом собираюсь и как-то включаюсь (смеётся). Непонятно, отчего это зависит. Это связано с психологией, всё-таки это работа не технического характера. Человеческий организм ведёт себя иногда очень непредсказуемо. Не всё получается с первого раза, это однозначно, но как-то надо это преодолевать.
- Вы обычно играете властных, смелых женщин: а всегда ли получается в жизни быть такой?
- Со временем я стала более серьёзной. Раньше я терялась, зажималась, а сейчас уже есть «стержень». Но я думаю, что это всё – возраст, а не потому что играю такие роли. Уже есть ответственность за ребёнка, за дом. Это неизбежно.
- Ваш сын Ваня унаследовал творческий талант?
- Нет, он стеснительный, как и любой ребёнок, он любит кривляться, но увлекается техникой: космосом, машинами, оружием, кораблями. Недавно мы вернулись из очень интересной поездки. Стараюсь максимально много ему всего показывать, чтобы его фантазия работала на полную мощность, чтобы он определился, чем он захочет заниматься в дальнейшем. Он не творческий парень, мне так кажется, я на это очень надеюсь (смеётся).
- То есть вы бы не хотели, чтобы он стал актёром?
- Нет, это слишком непростая профессия. Самое страшное - это невостребованность и ожидание. И мужчину это угнетает. Женщину в меньшей степени, потому что у нас есть тыл, а мальчикам очень тяжело в этой профессии. Я не хочу Ваню обрекать на это. Потому что если, не дай Бог, он будет не востребован – для мужчины это большая беда.
- Как вы отдыхаете от работы, как проводите свободное время?
- Как все, ничего необычного. Хожу в кино, сижу в ресторане с друзьями, собираю вечеринки дома… Но самый кайф – это, конечно, путешествия. Если не путешествия – то я могу целый день просто пролежать дома: с большим удовольствием есть мороженое и смотреть фильмы. Вокруг нас всегда огромное количество людей, и иногда нужно абстрагироваться, побыть в тишине, поэтому могу и так отдыхать.
- Кстати, бывали ли вы в Сыктывкаре, в Республике Коми?
- Жаль, но ни разу не была там на гастролях, я бы очень хотела посмотреть республику. Говорят, что это края невероятной красоты. Слышала от многих друзей, что нужно путешествовать на нашей территории, потому что у нас гораздо больше можно увидеть интересных моментов, нежели, например, в Европе. Как минимум, в плане природы. И мы уже с подругой формируем наши путешествия, так что ждите в гости.
- Мария, спасибо за интервью. Что пожелаете нашим читателям?
- Прежде всего – конечно же здоровья, здоровья всем – близким, деткам. Потому что когда у нас болеют дети – это такой удар. Все взрослые понимают, что лучше самим переболеть 10 раз, чем будет болеть ребёнок. И желаю побольше путешествий: пусть маленьких, бюджетных, но чтобы было ощущение движения жизни, чтобы не зацикливаться на одном. Всё в наших руках!