Георгий Шулепов: «В альпинизме важно товарищество, связка людей, близких по духу»

Альпинист, недавно покоривший новую вершину, рассказал об особенностях своего увлечения.

8 августа отмечается Международный день альпинизма. В связи с этим корреспондент «Первоисточника» пообщался с Георгием Геннадьевичем Шулеповым, который недавно покорил высоту более 7 километров - он взошел на пик Ленина в Кыргызстане.

- Расскажите, как вообще вы стали заниматься альпинизмом?

- Начал с туризма. В детстве отец меня привёл в горы, на Урал. И уже в студенческие годы я познакомился с людьми, которые ходят в горы профессионально. Мой первый учитель, Сергей Поляков, предложил в 1995 году нам поездку в альплагерь «Дигория» в Северной Осетии. Я несколько лет туда ездил, там закончил школу инструкторов по альпинизму и занимался этим видом спорта вплоть до 2001 года. Потом в связи с рождением детей был сделан перерыв, пришлось альпинизм на какое-то время оставить. Дети подросли, в прошлом году я отправил свою семью в Крым, а сам на автомобиле поехал на Эльбрус и сделал восхождение. И после этого захотелось двигаться куда-то дальше. Решил попробовать сходить на «семёрку» (7 тысяч километров). Это уже очень серьёзная высота, и это стоило того.

- А что вы чувствовали, когда удалось взобраться на пик Ленина?

- Что самое интересное, поднявшись на вершину, поймал себя на мысли, что во мне пустота. Никогда такого не было, всегда испытывал радость… Первая мысль, которая меня посетила: «А дальше-то что?». Поэтому я думаю, что дальше будет уже «восьмёрка», наверное так. Но это очень сложно, к этому надо серьёзно готовиться.

- Экспедиция заняла много времени, а как дался спуск? Ведь много сил ушло на подъём.

- Мне пришлось участвовать в двух спасательных работах во время спуска. Девушка не дошла до вершины 200 метров, она обессилела и просто потеряла сознание. Порядка 5 часов мы спускали её вниз до верхнего штурмового лагеря. А потом пришлось участвовать ещё в одних спасработах: человек поймал снежную слепоту от ультрафиолета. Мы его спускали на уровень следующего лагеря. Поэтому спуск дался даже тяжелее, чем восхождение.

- Какое из ваших восхождений далось сложнее всех?

- Именно пик Ленина.

- А вообще, были ли когда-то мысли прекратить заниматься альпинизмом?

- Я им прекращал заниматься, когда пошли дети. А в целом нет, прекращать не планировал никогда.

- Может быть, в горах были какие-либо интересные случаи, смешные, запоминающиеся?

- Был один случай, правда, давно. В годах, наверное, в 1999-х. В горах Кавказа я шёл один после сложных спасработ в своей группе, была абсолютно маленькая видимость. Шёл на базовый лагерь, и вдруг слышу звуки игры флейты, и он приближается и приближается. Предстала такая картина: стоял огромный камень, высотой метров 6-7, на нем сидит девушка и играет на флейте. А рядом никого нет. Я стоял и слушал, играла она красиво. На самом деле, это было очень запоминающимся моментом… Я подошёл к этому камню, а она говорит: «Ты откуда?», я в свою очередь спросил, откуда она там взялась. Оказывается, там была группа туристов, они переходили через перевал. И в этом месте у них была ночёвка, лагерь был в метрах 50-ти от камня. Ещё комичные случаи были на посвящении: что там только ни делали с новичками, которых посвятили в альпинисты. Например, заставляли по верёвкам на деревьях ходить, обливали водой, и много других забавных вещей.

- Есть люди, с которыми вы стали крепкими друзьями благодаря альпинизму?

- Это мой «альпинистский папа» Сергей Николаевич Поляков, он меня привёл в этот вид спорта. Правда, он сейчас переехал из Сыктывкара в Киров, но мы с ним до сих пор продолжаем поддерживать связь и в очень хороших отношениях. Наш «альпинистский дедушка», Журавлёв Сергей Васильевич, который получил орден «Эдельвейс» от Федерации альпинизма. Он привлекает молодёжь и детей к альпинизму, постоянно открывает на Полярном Урале новые маршруты. Встречался в 2015 году со старыми знакомыми из альплагеря Дигория, мы не виделись 15 лет: мы за час все собрались, так здорово посидели, всё вспомнили и поддерживаем связь, никуда не теряемся. Ещё в Кирове у меня хороший друг, мы были с ним вместе в другом альплагере. Знаете, это такая семейная братия, я бы сказал. И если люди были в каких-то экстремальных, тяжёлых ситуациях вместе и проявили себя положительно, то потом эта дружба и товарищеская поддержка остаются надолго.

- А как ваша семья относится к такому хобби? Ведь это опасный вид спорта.

- Они не против. Сдержанно, но поддерживают меня в этом, никаких препонов не ставится. Конечно, альпинизм – это дело серьёзное, но с семьёй мы часто бываем в походах.

- Какие дальнейшие планы, на какую вершину хотите взойти?

- Пока не хочу загадывать. Но, разумеется, дальше – выше.

- Напоследок скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать альпинистом?

- Он должен обладать очень хорошей силой воли. Особенно в высотном альпинизме. И должно быть дружелюбие для командной работы: там очень важно товарищество, без поддержки в этом виде спорта ничего не сделать. Должна быть связка людей, близких по духу.