Стюардесса Мария Заборовская: "Не боюсь попасть на рейс с террористами"

Накануне Дня гражданской авиации России сыктывкарская стюардесса Мария Заборовская рассказала «Первоисточнику» о жизни в небе и на земле

9 февраля отмечается День гражданской авиации России. В честь праздника редакция портала «Первоисточник» пообщалась со стюардессой Марией Заборовской. Она рассказала о сложностях своей работы, конкурсах красоты для бортпроводников и карьерном росте под мягкими облаками.

- Мария, поздравляем с праздником! Насколько нам известно, встречаете вы его не в Сыктывкаре.

- Да, сейчас я нахожусь в Москве. Тут нас награждает «Росавиация».

- А за что награждают?

- К 95-летию гражданской авиации был запущен масштабный конкурс фотографий. В одной из номинаций, которая называется «Пятый океан», победил мой снимок.

- Здорово! А вы часто участвуете в подобных конкурсах? Или обычно вылетаете из Сыктывкара только по работе?

- Конкурсы в моей жизни – это не редкость. В декабре в Москве выбирали самую красивую стюардессу страны. Ведущей конкурса стала именно я.

- Вот это честь! И как вам это удалось?

- На самом деле я веду этот конкурс уже второй год. Причина проста: в 2015 году я сама претендовала на звание самой красивой стюардессы страны. Но мне тогда досталось два титула - мисс зрительских симпатий и мисс авиаперсонал.

- И часто в таких конкурсах участвуют девушки из Сыктывкара?

- Нет. За четыре года из Сыктывкара была я одна. Каждый год говорю девочкам, чтобы участвовали, но пока энтузиазм только у меня.

- В наше время все стюардессы настоящие красавицы. Как вам это удается? Поделитесь секретом.

- Как правило, в гостиницах, где мы останавливаемся, есть тренажерные залы. Поэтому всегда можно позаниматься спортом. Многие девушки даже в комнате занимаются для поддержания формы. Делают элементарные приседания, выпады и упражнения на пресс. В еде тоже существуют исключения. Например, можно ограничить себя в мучном и алкоголе. Я против алкоголя. Его я вообще не употребляю, поэтому лишние калории не приходят.

- Иногда перелеты занимают по несколько часов. Есть ли у вас какие-то свои секреты красоты? Может, вы с собой в полет берете какие-то специальные крема, или умываетесь чем-то особенным?

- В полете всегда будет незаменима термальная вода для лица. Всегда вожу с собой крем для рук, и стараюсь пить много воды. Причем обязательно негазированную. Это помогает спастись от обезвоживания.

- А насколько внешние параметры важны при приеме на работу? Может ли произойти так, что девушке, которая подходит идеально по всем параметрам, кроме внешности, откажут в приеме на работу? И что вообще нужно, чтобы работать стюардессой?

- Конечно, могут и отказать. Но ведь внешность - это не единственное требование. Например, кроме стандартного кастинга существует еще и ВЛЭК. Это медицинская комиссия, которая и решит, годен ли человек по здоровью для этой работы или нет. Поэтому можно внешне подходить по всем параметрам, которые выдвигает авиакомпания, но при этом не пройти медицинскую комиссию.

- Всегда было интересно… Наши стюардессы - настоящие красавицы. Часто ли во время работы пассажиры просят номер телефона или приглашают на свидание?

- Как правило, такие вопросы задают редко. Но если и осмеливаются, то после ответа "Я замужем" улыбаются, и больше вопросов не возникает.

- Хорошо, отойдем от вопросов внешности. Поговорим о знании иностранных языков. Для работы стюардессой достаточно знать только английский язык? И на скольких языках говорите вы? Как учили?

- Безусловно, для работников авиации английский - это ходовой язык. У нас в республику стали чаще летать иностранные граждане. Например, недавно со мной летел француз, и я разговаривала на его родном языке. Часто приходится летать с американцами. С ними я разговариваю на английском. Как учила язык? Я закончила КГПИ, и мне кажется, что там самые лучшие педагоги, самая сильная кафедра иностранных языков. Вот и ответ.

- А у вас есть какой-то карьерный рост? Какая следующая ступень после стюардессы?

- Карьерный рост? Хмм… Как правило, сначала это бригадир. Затем инструктор. А потом, получив багаж знаний и опыта, можно пойти преподавать. В России много школ, где требуются преподаватели.

- Мне всегда было интересно, а в каком возрасте стюардессы выходят на пенсию? У вас есть какая-то определенная возрастная отметка? Или как это происходит?

- Бортпроводник имеет право выйти на пенсию в 45 лет. При условии, что к этому моменту он отработала 6-7 лет (для женщин) и 10 лет (для мужчин) по профессии. А общий трудовой стаж не должен быть менее 20 лет. Настолько ранний выход на пенсию связан с тем, что работа относится к категории вредных для здоровья. Все-таки, частая перемена климата, часовых поясов, постоянные перепады давления, постоянное нахождение на ногах, работа в ограниченном пространстве, стрессы, напряжение, недостача нужного количества кислорода… Много разной вредности в нашей работе. Хотя более точную информацию надо узнавать в пенсионном фонде, ведь все параметры так быстро меняются…

- Так послушаешь, и жутко становится. Такая сложная работа. Почему вы остановили свой выбор именно на ней?

- Как написал Борис Тихомолов, лётчик и герой Советского союза, "Если я не пригожусь родине, то зря проживу жизнь". Так же и я. Мне нравится помогать людям, и я не боюсь попасть, например, на рейс, где со мной в одном самолете будут лететь террористы. Стюардессы в самолете для того и находятся, помочь пассажирам, какая бы ситуация не сложилась. У нас есть четкие правила, как вести себя в той или иной ситуации. Вообще, настоящая стюардесса – это та, кто действительно сможет отдать свою жизнь, спасая пассажиров, если, не дай Бог, это понадобится.

- Кстати, часто ли сталкиваетесь с конфликтными пассажирами? И как удавалось улаживать конфликт?

- Зачастую, уже заранее обращаешь внимание на людей, которые настроены агрессивно. Бывают разные ситуации, от задержки рейса до алкогольного опьянения. Находясь уже в полете, люди опаздывают на стыковочные рейсы и тоже нервничают. В этом случае наша задача в том, чтобы дать пассажиру понять, что мы на его стороне и понимаем его проблему. Мягкая улыбка, спокойный голос, искренняя заинтересованность в проблеме человека всегда помогают успокоить пассажира. Но таких буйных пассажиров, как показывают на чартерных рейсах, когда людей приходится связывать, слава Богу, не было.

- Такая работа требует очень большой занятости. Как удается совмещать ее с личной жизнью?

- Мой муж самый понимающий мужчина в мире! Благодаря ему и родителям нам удается полноценно воспитывать ребенка. К тому же, благодаря планированию в нашей компании, мы часто бываем дома. Нам всегда идут на встречу, если нужен какой то выходной или отпуск летом. У нас прекрасная начальница службы бортпроводников и специалист по планированию. Работать одно удовольствие.

Дорогие ветераны гражданской авиации России и коллеги. Искреннее поздравляю вас с 95 летием ГА. В истории авиации были всегда и подвиги, и открытия, и судьбы удивительных людей, которые трудились на благо авиации. Работать в авиации - это призвание. Это почетно и ответственно. Искренне желаю всем здоровья успехов удачи и благополучия. А молодым хочется пожелать открывать новое, совершать подвиги, и любить свою профессию так, как любили ее герои авиации, - говорит Мария.

Советы от Марии для тех, кто задумывается о профессии стюардессы:

  • К росту стюардесс могут предъявляться различные требования. Основной критерий – она должна быть достаточно высокой, чтобы дотянуться до багажной полки и не слишком высокой, чтобы не испытывать дискомфорта в небольшом салоне самолета. Как правило, интервал нужного роста для девушек от 160 до 170 сантиметров, мужчинам можно быть несколько выше, до 185 см. Размер одежды при этом должен быть, в среднем, у девушек 44-48, у мужчин – до 54.
  • Требования к внешности стюардесс включают отсутствие пирсинга, татуировок, шрамов, других видимых (на лице, руках) повреждений. Желающим иметь яркую, вызывающую внешность придется выбрать другую профессию.
  • В перечень необходимых требований работодателя входит наличие законченного среднего или средне-специального образования. Будет плюсом наличие высшего образования, особенно по смежной специальности (лингвистика, психология и т.п.).
  • Также большинство авиакомпаний желают видеть у своих потенциальных сотрудников хороший уровень владения иностранным языком. Английский знать обязательно, другие языки будут еще одним преимуществом.
  • Обязательно иметь такие качества, как коммуникабельность, хорошо поставленная речь, лишенная дефектов, отсутствие в лексиконе слов-паразитов, стрессоустойчивость, приветливость, адекватность, желание работать с людьми. Особенности темперамента и свойства личности проверяются на собеседовании с помощью психологических тестов и правильно заданных вопросов.
  • И, наконец, кандидат на должность бортпроводника не должен иметь проблем с законом – ни настоящих, ни прошлых. Требуется не иметь судимостей ни условных, ни погашенных. Бортпроводнику понадобится в работе действующий загранпаспорт, его необходимо получить, если ранее не было.