За жизнь без опасности!

В беседе с «Первоисточником» пожарный-спасатель признался, что Коми также стала для него родным местом, как и борьба с огнём – любимым занятием.

Заместитель начальника республиканского Управления противопожарной службы и гражданской защиты Анатолий Гончаренко родом из украинского села Червоная Слобода. Уже 37 лет он трудится в Коми – судьба не позволила ему приехать на север, заработать на пенсию и вернуться в тёплые края.

С пожарным делом Анатолий Гончаренко познакомился ещё в школьные годы, когда учитель физкультуры предложил ему заняться пожарно-прикладным спортом. Юноша, взяв в руки пожарные рукава, пробежал полосу препятствий и ему понравилось. Ребята занимались на учебно-тренировочных базах пожарных частей. В то время Анатолий хотел быть военным и грезил морем, однако в 1980 году успешно поступил в Черкасское пожарно-техническое училище.

– В 1983 году меня по распределению направили в Коми, – вспоминает Гончаренко. – Уже в Сыктывкаре начальник пожарной части Анатолий Ларин забрал меня. Едем. Кругом лес. Вдруг вдали огоньки, дымок. Оказалось Эжва. Здесь в федеральной пожарной части я проработал 11 лет, после чего стал оперативным дежурным по Сыктывкару, республике. Также был начальником службы пожаротушения и начальником Центра управления силами федеральной противопожарной службы Коми.

После выхода на пенсию Анатолий Александрович не забыл пожарное дело. В апреле 2009 года он занял пост начальника отдела пожаротушения и аварийно-спасательных работ Управления противопожарной службы и гражданской защиты, а ещё спустя пять лет стал заместителем начальника Управления.

– По жизни я пожарный, – признаётся полковник. – Знаете, почему я хожу с бородой? Это дань нашей истории. Первые примитивные аппараты защиты органов дыхания у пожарных появились лишь в 1937 году. До этого все огнеборцы носили бороду, увлажняли и закрывали ею лицо. Вот такой вот подручный «противогаз».

Конечно, когда-то для бывалых дедов пожарного дела Анатолий Гончаренко был совсем «зелёным» лейтенантом. Ему было в диковинку, почему зимой все берут с собой огромные рюкзаки с тёплыми вещами, а пуговицы на плаще-боёвке прикручены на проволочки. Но на первом же пожаре зимой он извлёк те уроки жизни, которым учит молодых сотрудников и по сей день.

– «Поработаешь – поймёшь» – говорили мне старшие сослуживцы, – улыбается собеседник. – А сапоги с металлическими вставками на подошве появились лишь в 90-х. До этого мы очень часто пробивали ноги на пожарах, практически через одного в карауле...

Вспоминая рабочие будни, Анатолий Александрович признаётся, что порой у пожарных не было времени даже поесть. Самый пик приходился на весну, когда в округе горела трава. Да и сейчас май для республиканских пожарных не менее суетливая пора.

– В 2009 году в Управлении ППС и ГЗ было 39 подразделений, сейчас – 107, – продолжил Гончаренко. – И мы с гордостью говорим о том, что наши подразделения «покрывают» теперь всю республику. В 2002 году государственная противопожарная служба была передана из МВД России в МЧС России, и теперь на помощь людям могут выехать и пожарные, и спасатели. Особенно это касается ликвидации ДТП. Судите сами: в уходящем году только силами наших подразделений был спасён в ДТП 81 человек. На пожарах – 48 человек.

Полковник признался, что его всегда не покидает волнительное чувство, когда он слышит звук сирены пожарной машины. И каждый раз где-то в глубине души надеется, чтобы вызов для этих ребят пусть лучше окажется ложным, чем сложным.

– Количество выездов на происшествия всегда должно равняться количеству возвращений домой, – добавил Гончаренко. – Ведь дома ждут родные, дети. Мой сын пошёл по моим стопам, поэтому я как никто другой знаю, каково это: быть в неведении. Девиз у нас один: «Прийти вовремя и помочь». Коллеги, будьте здоровы! Выдержки вам и терпения. Проявляйте творчество и смекалку. Ну и как говорится у нас, у пожарных: сухих нам рукавов!

Светлана Попова