Светлана Оршанская: «Люблю играть сильных женщин!»

Оперная певица и актриса театра - о первых ролях, творческой мастерской и критиках.

Перед гастролями по Республике Коми в составе труппы Санкт-Петербургского «Живого театра» член Союза концертных деятелей «Северной Венеции» спросила корреспондента «Первоисточника», много ли снега лежит в Сыктывкаре. Казалось, актриса боится замёрзнуть. Но когда мы познакомились поближе, журналист издания поняла: хрупкие плечи этой творческой женщины могут выдержать многое...

- Светлана, когда вы познакомились с «Живым театром»?

- В то время это был просто некий оперно-театральный проект под руководством Сергея Хмелевского. В апреле прошлого года артисты показывали второй акт оперы Пуччини «Тоска» в библиотеке, где я работаю организатором мероприятий. Я помогла им в хоровом отрывке, спела альтовую партию. Спустя время после благотворительного концерта при участии пианистки Наталии Гергиевой я получила от неё приглашение принять участие в опере Дж. Верди «Аида», в партии Амнерис. И уже в сентябре на исполнении третьего акта Хмелевский объявил, что теперь проект будет называться «Живой театр».

- С каким чувством вспоминаете свои первые роли?

Это была партия Лариной в «Евгении Онегине» Чайковского. Третий курс консерватории. Мы весь год учили сольные партии и летом на сцене Петрозаводской филармонии показали оперу в сопровождении оркестра. Это было очень здорово! Я с удовольствием вспоминаю и работу, и спектакль! Уже потом я исполняла партию Графини в «Пиковой даме», Лидии Ивановны в мюзикле «Анна Каренина», Любаши в «Царской невесте» и Амнерис в «Аиде». Последние две исполняю в составе «Живого театра». Сейчас работаем над оперой Ж. Бизе «Кармен». Мне больше по душе образы женщин с характером, сильной волей, ведь именно для такого типа голоса, как у меня – меццо-сопрано, композиторы пишут партии решительных, роковых женщин!

– Правда ли, что артисты как-то «чувствуют» зрителя?

– Это действительно так. Я очень хорошо чувствую зал, нравится ли им, хлопают ли они из вежливости или действительно их впечатлило моё исполнение! Это очень помогает на сцене. Люди везде чувствуют настоящее, искреннее отношение и любовь к себе со стороны артиста.

- Помимо актёрского мастерства, вы немало времени уделяете вокалу. Расскажите о мастерской «Cantilena».

- «Cantilena» в переводе с итальянского – «песня, пение, мелодия». Я обучаю академическому пению всех желающих. Ко мне приходит очень много успешных людей, у них есть профессия, семьи. Но вот мечта – петь – осталась с детства! И они приходят и реализовывают эту мечту. Очень многие не понимают, что обучение вокалу сродни занятию спортом, где самое главное – регулярность и увеличение нагрузки, что вряд ли они запоют, как Анна Нетребко, Мария Каллас или Пласидо Доминго, через год, два, три, а иногда и десять лет после начала обучения. Но мне гораздо интереснее работать пусть с менее талантливым, но увлечённым человеком. На первом месте – процесс, а потом – результат!

- Вы активно пропагандируете классическую музыку. Кому посвящаете свои занятия?

– Чаще всего это люди старше среднего возраста. Классическая музыка трудна для восприятия, порой нужно приобрести какой-то жизненный опыт, чтобы научиться воспринимать такую музыку, в отличие от современной поп-эстрады. Вторая возможная причина более глобальна – это наша государственная политика в сфере культуры и искусства. Тут впору кричать «караул»... Продвигая певцов «лёгкого» жанра с помощью проектов «Фабрика звёзд», «Голос», «Новая звезда», «Главная сцена», мы забываем о том, кто такие Чайковский, Мусоргский, Балакирев и прочие. Государственные музыкальные школы закрываются, сокращаются часы музыки, помещения в домах культуры сдаются в аренду. И фразу «кто не знает своих корней, у того нет будущего», пожалуй, можно применить и к культуре. Мои лекции об искусстве. Я рассказываю о классической музыке в разных проявлениях, о том, что вообще такое опера. И мне бы очень хотелось, чтобы на лекции приходили и люди помоложе, интересовались мировой музыкальной культурой хотя бы для общего развития.

- Светлана, есть ли у вашего творчества критики?

- Безусловно! В первую очередь, это народная артистка СССР Филатова Людмила Павловна, более сорока лет посвятившая сцене Мариинского театра, где она спела все ведущие партии для меццо-сопрано. Также это заслуженная артистка РСФСР Гороховская Евгения Станиславовна, ныне профессор Санкт-Петербургской консерватории. И мой последний педагог – Котельников Константин Анатольевич. Именно им я доверяю больше всего в оценке своих вокальных достижений.

- Вы являетесь организатором благотворительных концертов в пользу бездомных животных. Насколько отзывчивы люди?

– Пожертвовать готовы не все, но добрых людей большинство, что очень радует! Моя мечта – открыть свой такой приют. Все собранные деньги идут на нужды приюта, мы предоставляем все чеки, ведь не зарабатываем на этом, а хотим помогать! У меня самой дома живут два рыжих кота и трёхцветная кошечка. Однажды я подобрала на улице троих котят, вылечила и нашла им хороших хозяев.

- Вы такой разносторонний, талантливый человек. Наверняка росли в творческой семье. Расскажите о родителях.

– Мои родители совсем не творческие люди. Папа – инженер, работал на заводе, а мама была организатором экскурсий. В отличие от творческих семей, где налажены музыкальные связи и есть знание всех «подводных камней» профессии музыканта, я шла в неизведанное, многого не зная и не понимая. И только моя «путеводная звезда» – голос – помогала в пути. У меня прекрасный муж, далёкий от музыки. У нас нет семейного скрытого соперничества, как во многих семьях музыкантов. И дома я могу быть не певицей, а просто женой и мамой замечательного мальчика Дениса, которому пять лет. Он уже второй год ходит в хор.

- Как проводите свой досуг?

– Со свободным временем всё очень плохо. Когда есть цель в жизни, работа, ученики и семья, о свободном времени и говорить не приходится. Своим хобби я считаю кошек, чтение и кулинарию. Очень люблю готовить!

- Эдвард Григ говорил, что для творчества необходима радость. А что вас воодушевляет?

– Пожалуй, я соглашусь с Григом! Есть много вещей – и общение с публикой на концертах или лекциях, свои вокальные достижения, и одобрение со стороны профессионалов, и успехи учеников – всё это вдохновляет и помогает творить!

Беседовала Светлана Попова


Досье:

ОРШАНСКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата и место рождения: 18 июня, г. Ленинград.

Образование: Петрозаводская Государственная консерватория им. А.К. Глазунова.

Любимое блюдо: Фаршированный перец и баклажаны, запечённые с сыром, помидором и чесноком.

Любимый фильм: «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Д’Артаньян и три мушкетёра».

Любимая книга: «Трансерфинг реальности» (В. Зеланд).

Жизненный девиз: «Кто хочет, тот добьётся, кто ищет – тот всегда найдёт»