Чума была занесена в Европу с территории современной России

Группа учёных из Института человеческого развития Макса Планка в Германии пришла к выводу, что чума пришла в Западную Европу с Причерноморья.

Чума была впервые занесена в Центральную и Западную Европу с территории Причерноморья за несколько тысяч лет до печально известных средневековых эпидемий, унесших жизни миллионов людей. К таком выводу пришла группа учёных из Института человеческого развития Макса Планка в Германии. Результаты исследования опубликованы в британском научном журнале «Current Biology».

По информации ТАСС, биологи изучили несколько сотен останков древних человеческих зубов и костей, где обнаружили в некоторых из них ДНК бактерий чумной палочки. Среди них было шесть наиболее старых образцов, возраст которых от 3,7 до 4,8 тыс. лет. Кости были найдены на территории современных России, Германии, Литвы, Эстонии и Хорватии.

Геном бактерий чумной палочки, который был обнаружен в России, оказался самым древним. Его возраст составляет от 4,6 до 4,8 тыс. лет. Остальные пять образцов, найденных западнее, происходят именно от него. Это позволило ученым предположить, что «чёрная смерть» постепенно перемещалась с востока на запад.

Именно в этот период, по мнению учёных, началась массовая миграция на запад народов, населявших степи Причерноморья.

- Угроза распространения чумной палочки могла послужить одной из причин повышенной мобильности населения во времена позднего неолита и раннего бронзового века, - говорит один из авторов исследования Йоханнес Краус. - Древние народы могли мигрировать в Центральную и Западную Европу, чтобы спастись от начавшейся эпидемии, однако в результате принесли болезнь с собой.

Чума относится к особо опасным заболеваниям, и при отсутствии правильного лечения возможность летального исхода очень высока. В Средневековье от бубонной чумы в Европе погибли десятки миллионов людей. Первой исторически зафиксированной пандемией была так называемая Юстинианова чума (551-580 гг.), которая началась в Египте во время правления византийского императора Юстиниана I и охватила практически всю территорию известного тогда европейцам "цивилизованного" мира. В XIV веке Европу опустошила самая зловещая пандемия в её истории - "Чёрная смерть". Жертвами бубонной чумы тогда стали от одной до двух третей населения Европы.

По словам ученых, раз и навсегда избавиться от чумы практически невозможно, поскольку эти бактерии широко распространены в дикой природе. Её переносчиком являются блохи, паразитирующие на крысах и других грызунах.

В прошлом году в России бубонной чумой заболел алтайский школьник. По словам медиков, ребёнок мог заразиться, так как не был привит. Тогда в регионе была зафиксирована вспышка бубонной чумы у сурков, с которыми люди сталкиваются на стоянках в горах. Современный уровень развития медицины позволяет без особых усилий вылечить чуму с помощью антибиотиков.

Однако в мире тем не менее регистрируют случаи заболевания, которые завершаются летальным исходом. Самые высокие показатели заболеваемости отмечаются в Африке. Так, в результате вспышки чумы на Мадагаскаре этой осенью скончались более 150 человек.