Как новый регламент ГИБДД изменит ситуацию на дорогах

Разбираем нововведения более подробно.

20 октября в России вступил в силу новый административный регламент ГИБДД по работе дорожно-патрульной службы. Он пришёл на смену документу, действовавшему с 2009 года. Разбираем новые правила более подробно.

Одно из наиболее значимых для автомобилистов изменений — автоматическая фиксация нарушений ПДД. Раньше сотрудники ГИБДД не могли выписать автовладельцу штраф на основании кадров с камеры, установленной на участке дороги, где действует временный знак ограничения скорости: в регламенте был предусмотрен соответствующий запрет. Теперь такое положение в документе отсутствует.

Как поясняют в ГИБДД, данные изменения обусловлены тем, что на участках дорог, где ведётся ремонт и есть сужение проезжей части, растёт количество ДТП. Поэтому ГИБДД начнёт целенаправленно устанавливать автоматические комплексы там, где ведутся дорожные работы, чтобы штрафовать водителей, игнорирующих требования жёлтых дорожных знаков и превышающих скоростной режим.

Справок не дают

После вступления в силу нового регламента уйдут в прошлое справки о ДТП. Ранее такой документ требовался при обращении в страховую компанию после аварии, поскольку получить компенсацию без него было просто невозможно.

Теперь водители будут получать копию протокола о ДТП или копию постановления по делу об административном правонарушении, содержащую всю информацию, которая необходима страховым компаниям.

Проверка на дороге

Инспекторы имеют право останавливать автомобили для проверки в любом месте. Формально прежний регламент разрешал проверять водителей только на стационарных постах ГИБДД. Однако на практике это не мешало гаишникам останавливать автовладельцев в любом другом месте под разными предлогами.

Тем не менее, право остановить транспортное средство вне поста теперь прописано в инструкции. При этом сотрудники экипажа ДПС обязаны стоять только там, где приказал их непосредственный руководитель. У инспекторов при себе должна быть маршрутная карта, в которой указано, в каких точках улично-дорожной сети они могут следить за нарушителями.

Засада за холмом

Новый регламент позволяет сотрудникам ДПС не только останавливать водителей вне постов, но и маскировать патрульную машину.

Правда, «прятать» автомобиль полицейские могут исключительно за счёт естественного рельефа местности, только на аварийно опасных участках или при условии ведения фото- и видеозаписи нарушений.

В остальных случаях все остаётся по-прежнему: патрульный автомобиль должен быть отчётливо виден издалека всем участникам дорожного движения.

Блокировка прав

В регламенте также предусмотрено право инспектора потребовать от водителя предъявить документы без каких-либо удерживающих устройств, которые мешают полицейскому унести права и техпаспорт в патрульный автомобиль. В предыдущей редакции ведомственной инструкции говорилось лишь о том, что документы должны передаваться инспектору без обложки. В итоге, пользуясь такой формулировкой, нацеленные на конфликт с гаишником автовладельцы прикрепляли документы к удерживающему устройству на цепочке или тросе и в таком виде давали инспектору в руки, фактически заставляя того писать протокол, стоя рядом с машиной нарушителя.

Продуют и подвезут

У инспекторов ГИБДД появляются не только дополнительные права, но и обязанности. Так, сотрудники ДПС теперь должны вернуть водителя к машине после медосвидетельствования (конечно, если тест оказался отрицательным) не только из больницы, как было раньше, но и в случае, если автомобилиста возили на пост ДПС или в иное помещение органов внутренних дел для «продувки» через алкотестер.

Нельзя курить и хамить

Из регламента исчез запрет для инспекторов ДПС курить в момент общения с водителем, что возмутило пользователей соцсетей и форумов автомобилистов. Ситуацию прокомментировали в ГИБДД: закурить в момент проверки документов или составления протокола инспектор всё же не может.

«В окончательной редакции эта норма была исключена, но это не значит, что сотрудник может при общении с участниками дорожного движения курить и дымить им в лицо, — поясняют в ГИБДД. — У нас есть кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ. Там эта норма включена».

Более того, инспекторы должны быть максимально вежливы и учтивы в разговоре с водителями. Гаишнику не следует быть заносчивым и грубым, ему запрещено оскорблять водителя и провоцировать его на противоправные действия.

Мотор и камера

Из регламента исключено положение о праве водителя снимать на камеру инспекторов ГИБДД. Это обстоятельство также вызвало резонанс среди автолюбителей и активно обсуждалось в соцсетях, поскольку видеозапись общения с инспектором, по сути, единственное неопровержимое доказательство допущенных полицейским нарушений закона или превышения им должностных полномочий.

Однако, как пояснили в ГИБДД, пункт о съёмке сотрудников ДПС убрали из документа вовсе не для того, чтобы запретить водителям вести запись диалога с инспекторами. Это право закреплено за гражданами в законе «О полиции», и дублировать его во внутреннем административном регламенте для сотрудников ГИБДД просто нет необходимости.

По материалам RT