Мероприятие состоялось 11 октября на базе Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, сообщает Госсовет Коми.
Позицию Республики Коми по данному вопросу представил Заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Владимир Косов. Он подчеркнул, что в настоящее время наблюдается постепенное изъятие общей северной составляющей из федерального законодательства с фокусированием внимания только на арктической теме.
- Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике России. При этом по своим экологическим характеристикам они наиболее уязвимы. Восстановление природной среды там происходит намного медленнее, чем на остальной части России. Далеко не все северные территории относятся к Арктической зоне, но все они нуждаются в особом подходе к природопользованию и охране окружающей среды, – подчеркнул Владимир Косов.
По мнению Заместителя Председателя Госсовета Коми, этому обширному региону должен быть посвящен специальный федеральный закон. Либо отдельные отраслевые законы по вопросам природопользования и охраны окружающей среды должны содержать нормы, связанные с условиями природопользования на Севере.
В ходе совещания законодатели северных субъектов выразили обеспокоенность по поводу нарушений лесного законодательства: незаконные рубки лесных насаждений, самовольное использование лесов, загрязнение почв, в том числе нефтеразливами.
В сфере пресечения незаконной вырубки был приведен в пример пилотный проект Иркутской области. В рамках этого проекта будут применяться идентификационные карты для упрощенного учета принятой древесины, ее переработки и отгрузки. Каждая карта будет привязана в единой государственной автоматизированной информационной системе к конкретной лесосеке. Это не позволит лесозаготовителю вырубить и продать древесины больше заявленного объема и выведет недобросовестных лесозаготовителей в правовое поле.
Участники также обменялись опытом работы по биологической рекультивации земель и работы с природопользователями. Стоимость рекультивации одной свалки отходов в Арктической зоне может составлять от 100 до 700 млн рублей. Вместе с тем, субсидии из федерального бюджета на реализацию таких проектов северным регионам предоставляются на общих условиях. В этой связи предлагается включить в правила предоставления таких субсидий дополнительный коэффициент, повышающий статус заявки субъекта Арктической зоны.
В ходе совещания было предложено разработать и утвердить для северных регионов специальные стандарты и методологию рекультивации нарушенных и загрязненных земель, либо передать на уровень регионов полномочия по нормативно-правовому регулированию этих вопросов.
Также участники затронули одну из ключевых тем Года экологии – обращение с отходами. Депутаты считают, что нужно предусмотреть поэтапный переход на новую систему работы с отходами, а также увеличить предельный срок накопления отходов с 11 до 36 месяцев для малых и труднодоступных населенных пунктов. Это позволит формировать экономически рентабельные партии отходов, предназначенных для транспортировки. Кроме того, парламентарии предлагают разработать федеральную программу, предусматривающую предоставление регионам федеральных субсидий на финансирование мероприятий по строительству объектов обращения с твёрдыми коммунальными отходами в малочисленных населённых пунктах, не имеющих круглогодичного сообщения с крупными населёнными пунктами.
Все предложения и инициативы, прозвучавшие на совещании, будут включены в проект итогового документа. Он будет направлен в Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов.