Как отметил председатель Комитета Степан Чураков, тема для жителей республики является острой, и к депутатам поступает много обращений по этому поводу.
- Учитывая важность вопроса, мы хотели бы понять, какие проблемы существуют и какие меры надо предпринять для их решения, – сказал Степан Чураков.
По информации первого заместителя министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Николая Дейнеги, одной из проблем является нарушение требований законодательства при осуществлении регулярных пассажирских перевозок под видом заказных. Дело в том, что что для перевозки пассажиров на регулярной основе необходимо получать лицензию, а деятельность предпринимателей, которые возят людей по заказу, носит уведомительный характер. Это негативно сказывается на безопасности перевозок. Решением проблемы может стать обязательное лицензирование заказных перевозок. Однако для этого необходимо принять законодательное решение на федеральном уровне.
Как отметил начальник ГИБДД Республики Коми Андрей Перловас, ситуация с безопасностью автобусных перевозок остается напряженной. Так, в этом году произошло 27 ДТП с участием автобусов, 1 человек погиб, 43 пострадали. В погоне за прибылью водители автобусов зачастую забывают о безопасности и пешеходов, и пассажиров. С начала года полиция выявила более 2,5 тысяч нарушений. Автобусы выходят на линию с техническими неисправностями, были случаи пьянства за рулем.
Наибольший объем пассажирских перевозок приходится на столицу республики. В Сыктывкаре действуют 39 маршрутов, которые обслуживают два перевозчика, крупнейший из них – САТП №1. При этом основные жалобы пассажиров по-прежнему связаны с несоблюдением расписания, состоянием автобусов, а также хамством водителей и кондукторов. Как отметил руководитель предприятия Александр Рукавишников, в ближайшее время планируется закупить 20 новых автобусов на газомоторном топливе, которые хорошо себя зарекомендовали, а также ввести электронный проездной билет. Однако для полноценной работы этого механизма необходимо на законодательном уровне установить ответственность за безбилетный проезд и определить, кто будет заниматься контролем и выписывать штрафы.
Что касается перевозок легковыми такси, то большую часть рынка занимают крупные федеральные интернет-сервисы. Они работают не как классические автопарки, а лишь предоставляют водителям и пассажирам информационные услуги, не проверяя, есть ли у конкретного человека необходимая разрешительная документация. При этом привлечь нелегальных таксистов к ответственности достаточно сложно. Для них в КоАП предусмотрено лишь два состава: незаконное предпринимательство и незаконное использование знака такси. Как отметили участники совещания, деятельность агрегаторов в ближайшее время будет отрегулирована. В Государственной Думе на рассмотрении находится соответствующий законопроект.
Как отметил Степан Чураков, депутаты проработают все прозвучавшие на совещании предложения, в том числе с привлечением федеральных коллег.
- Ситуация с перевозками в республике постепенно улучшается. Обновляется техника, заключаются контракты с перевозчиками, которые заинтересованы в развитии отрасли. Вместе с тем, особое внимание стоит обратить на муниципальные районы. Из-за отсутствия конкуренции, снижения пассажиропотока и ряда других причин автотранспортные предприятия там пока остаются убыточными, – поделился мнением председатель Комитета.