Архиепископ Питирим: «Северяне - мягкие люди»

Герой пилотного выпуска «Автограф для «Источника» – о дороге к Богу, армии и любви к поэзии.

В молодости Павлу Волочкову приходилось чуть ли не каждый день бороться за веру. За преданность Богу люди его не особо любили. После Московской духовной семинарии и академии в Ужгородском университете Волочков получил учёную степень и стал доктором богословия. Теперь архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим слывёт чуть ли не самым добрым человеком на коми земле и с радостью делится с «Первоисточником» тонкостями духовной жизни.

– Владыка Питирим, какая дорога привела вас к Богу?

– Особое влияние на меня оказала мама, которая с детства читала мне Священное Писание, рассказывала и толковала притчи, приводила примеры из Евангелия. Ещё в дошкольном возрасте со мной волею судьбы приключилось чудо. У меня словно возникло некое прозрение: глядя на небо, я видел стол, сервированный фруктами, Господа и апостолов. Затем я стал послушником одного краснодарского архиерея, от которого много приобрёл полезного. Ну а после армии пошёл в духовную семинарию.

– От чего при этом пришлось отказаться?

– Я жил и во времена воинствующего атеизма, но у меня никогда не возникало вопроса, есть ли Бог, потому что он для меня всегда был. Вопрос в том, как жить человеку честно и исполнять заповеди, когда вокруг, как говорится, «худые» сообщества развращают нравы. Перед принятием сана мне надо было решить: жениться или нет. У меня была девушка, она пела в церковном хоре. Но я отказался от брака, поскольку жена и дети в то время также могли бы быть непоняты обществом.

– Разве настолько сильны были нападки на верующих?

– Было дело, когда мне угрожали армией или даже тюрьмой, но этих вещей я не боялся. Армия – священный долг каждого верующего. А тюрьма... Так и Христос в темнице сидел. Я всегда говорил людям, что нам, верующим, скрывать нечего. Мы не враги народа, а патриоты и такие же граждане, как все.

– В далёком 1980 году вас всё же призвали в ряды армии. Где проходила служба и чем запомнились армейские будни?

– Моя служба началась с осознанной «ссылки» в эту самую армию. Архангельская область. Город Онега. На призывной комиссии мне твердили, мол, вон та дворничиха за окном, что чистит двор, по сознанию выше меня. Тогда я ответил, что если она верующая, то она выше нас всех вместе взятых. А военком тайком передал записку через моих родственников в церковный хор, в котором я пел. В ней было написано, что если я выдержу всё это – стану настоящим священником. В лесу за Онегой в стройбате мы занимались заготовкой жердей. До армии я работал художником при районном доме культуры, знал все тонкости работы оформителя. Полировка, чеканка, портрет Ленина... В армии даже три красных уголка оформил: в Онеге, Няндоме и Каргополе.

– Вы родом из Краснодарского края. Есть ли различия в духовной жизни между северными и южными людьми?

– Думаю, есть. Северные народы, включая коми, – люди, мягкие в общении. В них нет той южной горячности. Когда моя мама приехала сюда впервые и мы ехали с ней в общественном транспорте по Сыктывкару, она очень удивилась, что вокруг тишина. На Кубани в автобусе – это гусь под мышкой, картошка на спине соседа, давка, крики и проклинания. В то же время доброта есть везде. Южане более отзывчивы при строительстве тех же церквей, да и кирпичных храмов там больше. Здесь же, когда ты улыбаешься людям, они ещё больше раскрываются.

– Сегодня наша беседа проходит в день замечательного праздника – Дня семьи, любви и верности. К сожалению, мы признаём, что молодёжь сейчас не спешит вступать в брак. Как думаете, в чём причины?

– Проблема в пропаганде западничества. Порой человек может иметь два, три, а то и четыре гражданства. Смотрите, ведь даже сегодня к Отечеству, по сути, любви нет. То, что сейчас называют любовью, – это страсть, и ей учиться не надо. Должны пропагандироваться ценности, любовь в высшем её понятии – к Богу, к матери. Учиться этой любви очень трудно и сложно. Молодые люди должны узнать о разности своих понятий, сочувствовать этой разности и идти на помощь друг другу.

– Владыка Питирим, как вы считаете, почему среди людей так мало истинно верующих?

– Нравы пали, когда пришло к нам западничество. Эта истина зависит от внутреннего созерцания. Искренность нужна во всём, тем более в религии. Там, где есть единоверие, единственная религия, там и государство будет сильнее. И если веру разрушали в течение семидесяти лет, то за пару десятилетий сковать и привести в бином психологическое внутреннее настроение народа очень сложно.

– Вы – известная фигура как в нашем городе, так и во всей республике. Как вы смотрите на то, что на вас порой рисуют шуточные карикатуры, создают мемы?

– Я не должен обижаться в принципе, потому как и Христа клеймили в том, что он друг блудников и разбойников. Бывает, клонируют страницы в соцсети. Конечно, порой это оскорбляет. Однако Господь терпел и нам велел.

– Знаю, что сейчас вы увлекаетесь поэзией. Откуда такая любовь?

– Ранее я практически никогда не писал стихи. Лишь небольшое стихотворение в 7 классе девчонке и из армии маме. Поначалу писал слабенько, но верующие люди хвалили, поскольку в стихах был глубокий смысл, но хромала ритмика. Сейчас у меня уже порядка 2000 стихов, полтора года назад меня приняли в Союз писателей России. Вдохновением я не обделён. Если я посвящаю целый день Богу, то могу и 10 стихов за день написать. Сейчас у меня есть намёки свыше и на новые таланты, в которых я пока не буду признаваться.

– Считаете ли вы, что всё то, что сейчас имеете, только ваша личная заслуга?

– Думаю, что всем этим руководит Господь. А я лишь являюсь его проводником. Когда мы себя изолируем от Бога, это очень опасный путь.

– Есть ли у вас увлечения? Чем занимаете досуг?

– Меня привлекает иконопись. Картины я не пишу, потому что это уже пройденный этап. Икону, написанную мною в соавторстве со священником – профессиональным иконописцем, полтора метра высотой вы можете увидеть в Свято-Стефанском кафедральном соборе Сыктывкара. Думаю, что иконописью продолжу заниматься, а пока готовлюсь осенью выпустить очередной сборник стихов.

– Будем ждать с нетерпением! В завершение беседы что бы вы пожелали нашим читателям?

– Хочу, чтобы по молитвам Петра и Февронии в каждом из вас была эта крепкая вера, словно дар Божий. Нестареющей любви вам, и тогда у нас в жизни всё получится. Когда мы будем любить Бога через любовь ближнего. Любим человека, значит любим Бога...

Записала Светлана Попова

ЛИТЕРАТУРНАЯ МИНУТКА

ВЕЧНЫЙ ХРАМ

Начальник Жизни, Маннодавец,

Биением отплачен за любовь.

И смерти предан Жизнодавец,

С разбойниками проливая кровь.


Как Агнец стриженый, безгласный,

Бессмертный смертным стал подобен нам.

Владыка всех Христос Всевластный

Тридневно свой воздвигнул вечный Храм.

Архиепископ Питирим