Бранимир: «В Коми живут брутальные, мощные люди...»

Бранимир, он же Александр Паршиков, является одним из ярчайших представителей современной отечественной рок-музыки. Музыкант работает над новым альбомом, презентация которого пройдёт осенью в Сыктывкаре, Ухте и Микуни.

- Александр, ваш осенний визит в Коми будет уже вторым за год. Какие мысли о республике посещали вас перед весенним концертом?
- Добрый день! По весне мне удалось побывать в Сыктывкаре с концертом. Принимали хорошо, был впервые. Самая большая проблема у гастролирующего музыканта - он не успевает посмотреть город, в который приезжает. Почти всегда график тура плотный, городов почти не вижу и отличаю их по людям, а не по архитектуре или уровню жизни. Вот так же и с Республикой Коми - видел её только краем глаза, и из окна машины. Ну и в концертном зале. Люди хорошие, а колорит мрачный, суровый. Чувствуется, что в Коми живут брутальные, мощные люди. А так - надо поездить, посмотреть, с народом пообщаться. Чтоб без суеты оценить.

- Сегодня музыкальная сцена переполнена молодыми исполнителями, нередко вас тоже относят к «молодым». Есть ли у вас наставники из знаменитостей или те люди, на которых хотелось бы равняться?
- Я совсем уже не молодой. Да и не перспективный, уж точно... Хотя и не старый. Сцена переполнена "молодыми" по той причине, что в последние двадцать лет собрать группу и стать артистом стало технически проще, чем во времена СССР. Сейчас повсюду музыкальные магазины, можно купить любые инструменты и обучиться играть на них с помощью интернета, кишашего всевозможными видеосамоучителями. Можно самим себя раскрутить на просторах мировой паутины, клубов и площадок для выступлений пруд пруди. Сделать качественную запись можно не выходя из дома, а еще каких-то четверть века назад об этом таланты могли только мечтать. Сейчас проще всё - потому и исполнителю проще появиться, но гораздо сложнее уцелеть в бешеном информационном потоке, выдержать конкуренцию, найти точку выхода на широкую аудиторию и найти своего слушателя...
Теперь отвечаю на вторую часть вопроса. Из наставников - ставлю новые песни Андрею Бледному («25/17»), писателю Захару Прилепину, о чём-то спрашиваю Александра Ф. Скляра («Ва-Банкъ»), Дениса Третьякова (группа «Церковь Детства»), много в свое время советовал Валентин Сохорев («Медведь-Шатунъ»)... Их мнение интересно мне, важно. И их опыт тоже.

- Совместная песня с известными рэперами из «25/17» два года назад наделала много шума вокруг вашей личности. Как вы относились к представителям рэп-культуры десять лет назад и выступили бы с ними тогда на одной сцене?
- Десять лет назад я был адептом отечественного андеграунда и не поверил, если бы мне сказали: "Ты будешь слушать рэп". Музыка голодных афроамериканских кварталов меня вообще не интересовала, а в особенности, наша уродливая отечественная карикатура... Но в 10-х годах мнение поменялось, потому что рэп перестал быть "децлом" или "титомиром" и превратился в очень интересный жанр с огромным количеством разноплановых исполнителей, с крутыми и новаторскими текстами. Меня заинтересовал, условно говоря, сегмент ЗОЖ-рэпа, а именно - омская формация, именуемая "Засадой", в которую входили «25/17», «ГРОТ», D-Man 55. В их рэпе мне нравился месседж, я увидел там благое стремление изменить мир. Неравнодушные сильные русские парни, которые подают правильный пример и поют о важных вещах, о Родине и её судьбе, о необходимости быть сопричастным ко всему, что происходит вокруг. О ценности семьи, об отказе от вредных привычек, о вере в Бога, о тех правильных вещах, которые должен говорить наш рок по идее. Но из мейнстримового русского рока давно ушли мощные заявления, исчез дух, осталась только блёклая форма, потому что пришли гонорары, и творцы очень расслабились. На смену им пришли борзые и голодные пацаны - молодая шпана из хип-хопа, и слава Богу, что пришли, а то русский рок уже слушать невозможно стало... Сейчас регулярно слежу за хип-хопом. Там и есть тексты круче, чем в поэтическом андеграунде и русском роке. Например, пять лет назад открыл для себя Луперкаля - он же Horus и «Проект Увечье», отличный MC с убедительной читкой и мощными текстами - его словарный запас больше, чем у всех вместе взятых звёзд пивных рок-фестов. Или сейчас есть Дима Хаски - парень из Улан-Удэ - самобытный поэт, настоящий шаман в адидасовских трениках и с такой вязкой читкой, когда слова не совсем понятны - но это его фишка. Крайняя его работа - "Любимые песни воображаемых людей" у меня на репите в плеере всю весну была. Всем рекомендую.

- Раз затронули тему андеграунда с регионов, то хочется спросить, можете из наших «северных» кого-то отметить?
- С ваших краёв доносится мрачный тягучий бит "комикрайма". Есть у вас Гио Пика, его имя достаточно хорошо известно ценителям андеграундного хип-хопа. Но на мой взгляд, Гио Пика являет собой нечто большее, чем просто крайм-хип-хоп, у него очень интересный тембр голоса, пригодный для совершенно разных жанров, а когда он читает свои дремучие северные лагерные стихи, возникает ощущение, что ты на каком-то шаманском обряде присутствуешь и погружаешься в мощный северный транс. Гио Пика - шаман настоящий, и в текстах я слышу боль. Боль лагерей. Видимо, в прошлой жизни он был узником ГУЛага. Рекомендую начать знакомство с его творчеством с трека "Мать-Тайга". Вы поймете, о чём я говорю...

- Тема жизни низших слоев населения во все времена считалась серьезной и выделялась на фоне эстрады. Об этом писали классики, сегодня же тема перекочевала в музыку. Как считаете, сложно ли музыканту или писателю достучаться до человека, и надо ли это делать?
- Творчество бывает разное, и достучаться нужно до всех - и до образованных людей, и до неучей, как до богатых, так и до бедных... У всех есть сердце и душа, я не буду в данном случае делить слушателя по социальному и интеллектуальному уровню, мол, одни лучше других или голодный человек более чуток, чем сытый, и надо в первую очередь достучаться до бедного, или наоборот... Среди бедных людей есть немало подонков, а среди богатых немало достойных людей. И наоборот... В песне нуждаются и те, и другие. Чтобы душу согрела, помогла проговорить какую-то внутреннюю проблему или просто улыбнуться, заставила задуматься о том, что в мире происходит. Но чтобы достучаться до слушателя, автор должен быть честным, и слушатель это почувствует. Напрасно некоторые исполнители принимают людей за "пипл", они фальшь очень хорошо чувствуют... Способы достучаться тоже разные, кому-то нужен крепкий пинок, кому-то - медовый пряник.

- Осенью будет новый альбом «Жизнь и смерть Скруджа Мак Дака», с презентацией которого вы приедете в Коми. Название релиза немного противоречит вашему остальному творчеству, будет ли что-то непривычное для слушателя?
- Название - да, мультяшное немного. Скрудж Мак Дак - персонаж популярного в 90-х диснеевского мультфильма, селезень-капиталист. Он является наглядной иллюстрацией своего времени. Альбом - история человека, который всю жизнь зарабатывал деньги, и не знает, как их с собой на тот свет забрать. Жизнь скоро пролетела, все его бросили, ничего настоящего нет вокруг. Что-то в нём есть от Мак Дака, что-то от Ротшильда, что-то от Великого Гэтсби, что-то от братка в малиновом пиджаке. И я ставил перед собой задачу выяснить, когда именно произошел надлом, как он из нежного ребенка превратился в хищного скрягу, и почему так произошло.

- Ненормативная лексика вызывает у некоторых слушателей негативную реакцию, а вообще есть музыканты, которые со временем стали отказываться от мата. Вы в эту категорию «отказников» не собираетесь?
- Я не пою матом в детских садах, в храмах и официальных опен-эйрах. Есть места, где такая лексика неуместна, но я отношусь к мату с теплом и трепетом, как к большому богатству. Грамотно вставленное крепкое словцо очень здорово украшает речь человека, наполняет её эмоциями, главное - не перебарщивать. С годами у меня меньше мата в песнях становится, но отказываться пока не собираюсь, потому что я пою о том мире, где герои матерятся, и изображать их жизнь я обязан максимально достоверно.

- Вы ведёте здоровый образ жизни и являетесь верующим человеком, такая «правильность» иногда настораживает. Часто ли приходится объяснять свои взгляды оппонентам?
- Я не стремлюсь кому-то навязывать свой образ жизни, это моё, личное. Тягать на сцене штангу или выносить икону я не собираюсь - зачем из этого шоу устраивать? Объяснять - приходится, но я могу рассказать что-то о своей жизни, если меня об этом искренне спросят, а читать лекции о трезвости лучше получается у профессора Жданова. Шесть лет назад я бросил пить без кодировок, сам. Просто понял, что бухло мне мешает по жизни, пришло понимание, что несколько поколений старались для того, чтобы я появился на свет, жил и радовался. Ради меня мой дед шёл до Берлина, ради меня другой мой дед-танкист погиб под Харьковом. Ради меня моя мать и отец с утра до вечера работали, не позволяли себе лишней шмотки. Ради того, чтобы я был... А я? Что я вообще от жизни хочу? Рады ли мои старшие, что я прожигаю жизнь? Эти мысли послужили отправной точкой для изменения образа жизни. С приходом трезвости моя жизнь скучнее не стала, я побывал в разных странах, стал гастролировать много. У меня появилась в сердце любовь, и чем дальше, тем жизнь лучше. По поводу веры: верующий - высокое звание, оно обязывает соответствовать качеством жизни, силой духа... Я не думаю, что соответствую этому званию - работы ещё много, но я стремлюсь становиться лучше. Без Бога в сердце этого бы у меня не получалось, без его поддержки. Он и раньше был в сердце, просто я Его не хотел замечать...

- Сейчас часто можно услышать об оскорблении чувств верующих и других скандалах в церкви. Как эти явления вами видятся?
- Хороший вопрос. А вам не кажется, что сейчас антиклерикальная линия стала мейнстримом? На "попов на мерсах" не гонит только ленивый. Гонят, в основном, те, кто на эти "часы патриарха" не скидывался и вообще в церковь не заходит. Нередко ими движет простая зависть, что у кого-то денег больше. Вот если простому антиклерикальному Васе кто-нибудь «Бентли» подарит - он чего, откажется? Не уверен. Конечно, сейчас меня начнут убеждать: "Ну, как же так? Ведь они же должны жить скромно, как пропагандирует их Библия!". Да, согласен. А насколько ты сам скромно живешь, чтобы осуждать других? И дело тут вовсе не в зарплате. Я имею в виду образ жизни, интересы, запросы. Ты сам соблюдаешь посты, не прелюбодействуешь, не лжесвидетельствуешь, не желаешь имущества ближнего своего, не воруешь? В твоей семье лад и порядок? Только честно! Конечно, нет... Так какого лешего ты от других людей требуешь аскезы? Того, чего сам соблюдать не можешь! Чего тебя так парят чужие машины и чужая роскошь? Потому что ты сам всего этого хочешь! Чем твоя пирамида потребностей лучше? Ничем... Церковь состоит из обычных людей, они очень разные, как и в светском обществе.
Теперь об оскорблении чувств. Среди тех, кто оскорбляется, тоже есть разные люди. Есть фрики и социопаты - их медом не корми, дай чем-нибудь оскорбиться, а есть здравые, и они вполне спокойно могут дать по роже тому, кто оскорбляет то, во что они верят. И это нормально. Когда оскорбляют вашего отца, вы спокойно на это реагируете? Мне сейчас скажут: ну, отцы бывают тоже разные. Простите, но у кого-то отец любящий и правильный, и они не виноваты в том, что у кого-то отец плохой. Поэтому своего отца они оскорблять не позволят. Для верующего человека Бог - отец. Я не против существования атеизма, но чем мнение атеиста ценнее мнения верующего? Все - одинаковые граждане страны... Почему все должны быть в восторге от каких-то «PUSSY RIOT», с пониманием и симпатией к ним относиться? Чем они лучше верующей медсестры? Чем их жизнь полезнее-то?

- В ваших песнях мало светлых красок, беспросветная темнота, по которой идут лирические герои, заканчивается такой же темнотой следующего персонажа - это такая тёмная и бесконечная эстафета. Поэтому в последнем вопросе хотелось бы спросить, когда, по-вашему, наступит время добра?
- Многие мудрецы не нашли ответа на этот вопрос. Время добра наступит так скоро, как человечество этого захочет. И все начинается с выбора отдельно взятого человека, каждого человека — он сам должен определиться и понять, что будет первое время очень нелегко. Быть добру!

Беседовал Андрей Фетисов

ДОСЬЕ:
ФИО: Паршиков Александр Геннадиевич
Дата и место рождения: 9 мая 1985 года, Волгоград
Образование: Волгоградский государственный университет, факультет журналистики
Любимая книга: Евгений Водолазкин "Лавр"
Любимый фильм: «Небеса обетованные»
Жизненное кредо: «Быть добру!»