Ольга Сосновская: «Пение - моя жизнь»

Заслуженная артистка России – о любви к пению, гастролях и творческой семье.

Конкурс юных вокалистов на приз заслуженной артистки России, Народной артистки Республики Коми Ольги Сосновской уже давно стал старой доброй традицией для нашего региона. За годы своей творческой деятельности ей удалось объездить полмира. 350 вокальных произведений, 17 оперных партий и столько же ролей в оперетте – профессиональная певица и мастер сцены рассказала «Источнику», каково это – любить свою профессию и быть преданной родной республике.

– Ольга Александровна, как давно вы начали петь?

– У меня украинские корни, а Украина, как вы знаете, певучая страна. И этим всё сказано. Петь любила всегда, но никогда не представляла, что смогу стать вокалисткой, так как музыкальную школу не заканчивала. В доме культуры шахты «Западная» города Инты занималась в самодеятельности, поначалу пела в хоре, затем – в вокальном ансамбле «Аэлита», а потом руководитель ансамбля доверила мне петь соло. Наверное, это судьба. А от судьбы не уйдёшь.

– Кем мечтали быть в детстве?

– Я никогда не мечтала о карьере артистки. И в музыкальное училище в Сыктывкаре поступила совсем случайно. Хотела быть ветеринаром, лечить животных и помогать им. Ещё мне нравилось стричь, привлекала работа парикмахера.

– В начале 2000-х вы стажировались у знаменитой итальянской оперной певицы Федоры Барбьери. Чем запомнились её уроки?

– Какой-то сумасшедшей энергетикой. Она была очень темпераментной и экспрессивной женщиной. Всегда твердила о том, что главное вкладывать в исполнение произведения чувства и душу. Барбьери обожали все. Она была любимицей дирижёра Артуро Тосканини. Даже в своё 80-летие она пела в оперном театре «Комунале» во Флоренции в опере «Сельская честь». Она учила меня «долголетию» – какие оперные партии нужно петь с каждым приходящим возрастом. Говорила, что мои композиторы – это Моцарт, Пуччини... Мы, русские, привыкли петь открыто и пёстро. В Италии учат петь более округло, проточно. Когда я вернулась в наш театр после стажировки, коллеги отметили, что у меня изменилась манера исполнения.

– Чем запомнилась публика первого турне по Европе осенью 2003 года?

– Публика, конечно, везде разная, и для каждой музыки есть свой слушатель. К примеру, итальянцы могут темпераментно стучать ногами и хлопать в ладоши, в Финляндии, наоборот, публика более «замороженная». Мне интересно выступать в любых странах, и, если ты делаешь это действительно хорошо, любую публику можно растопить. В Норвегии меня удивило то, что простой, но образованный народ понимает и любит сложную музыку. Для них я пела цикл Бориса Чайковского на стихи Александра Пушкина. Уже после концерта люди подходили ко мне, и я видела даже слёзы на их глазах – настолько они прониклись.

– Ольга Александровна, ваш творческий путь коснулся и земель Африки. Для кого были те благотворительные концерты?

– Это был концерт в пользу дома ребёнка в столице Танзании – Дар-эс-Саламе. Там были вовсе не брошенные дети, а те, у которых, например, погибли родители в катастрофе или мать умерла во время родов. Их выхаживают там до определённого возраста и потом возвращают в семью. Такой услугой там пользуются неполные или бедные семьи. Тогда же мы побывали в Замбии. Добирались на поезде
через африканские селения. Дети бежали к поезду, словно видели его впервые. В глаза то и дело бросались женщины с огромными корзинами на головах, доверху наполненные бананами. Концерт давали в дорогом отеле Ливингстона на территории заповедника, неподалёку от водопада Виктория. Видела, как из Замбези показывались огромные бегемоты, рядом гуляли зебры и жирафы... Обожаю свою профессию, которая позволяет мне путешествовать!

– Произведения каких авторов любите исполнять?

– Рахманинова, Чайковского, РимскогоКорсакова, Шостаковича, Прокофьева, современных композиторов, которые более тонко и сложно выражают человеческие эмоции. Когда-то я пела цикл произведений Гуго Вольфа, поначалу вообще не понимая, как это можно петь. Очень атональная музыка. Но со временем я влюбилась в неё.

– Есть ли у вас любимые певцы?

– Я очень люблю Анну Нетребко. В чём-то она для меня кумир. В детстве она занималась художественной гимнастикой и прекрасно владеет телом. Огромное удовольствие не только слушать её, но и наслаждаться актёрской игрой. Мне посчастливилось побывать на нескольких её спектаклях. Она настолько искренне играет, словно живёт на сцене. В той же «Травиате» Джузеппе Верди я вместе со всеми зрителями стояла и аплодировала целых 25 минут! Поверьте – это очень много...

– У вас не менее талантливые сыновья. Расскажите о них.

– Знаете, есть такая сказка: было у отца три сына: двое умных, а третий – вокалист. Так вот у нас в семье два вокалиста и один умный (смеётся). Старший сын Александр – программист, учится в университете в СанктПетербурге, младший Алексей – сейчас в армии. Он студент нашего колледжа искусств, учится в моём классе, у него очень красивый баритон. Андрей – сын мужа от прошлого брака. В этом году заканчивает ГИТИС, и ему уже поступило предложение остаться работать в Москве в театре имени Натальи Сац. Мальчишки очень дружны между собой. Мы любим проводить время вместе и часто путешествуем куда-нибудь на машине.

– За время карьеры вам удалось побывать и в амплуа актрисы театра и кино. Что для вас роднее: роль певицы или актрисы?

– Я очень люблю петь. Пение – моя жизнь. Но наступает такой период, когда уже и голос не звучит, как раньше, и внешность уже не молоденькой девушки, поэтому приходится переходить постепенно на возрастные роли. А драматический театр хорош тем, что в нём можно играть хоть до старости – роли-то разные по возрасту, не требующие вокала. Опера – совсем другое дело. Но у меня есть ещё одно любимое занятие – я преподаю вокал в колледже искусств, мне есть кому передавать опыт. Некоторые из моих учеников уже работают в театрах, и я ими очень горжусь.

– Чем ещё, помимо вокала, любите увлекаться?

– Мне повезло: хобби совпало с моей профессией. Мне становится тяжело, если я не
пою. Люблю друзей. Порой артисты замыкаются, а мне обязательно нужно выйти в люди и с кем-то пообщаться. Я дружу со многими уже очень долгие годы, и это, наверное, самое прекрасное, что может быть. Считаю, что в жизни самое ценное – здоровье, семья и друзья.

– Ольга Александровна, спасибо за беседу! Что пожелаете нашим читателям?

– Чудес. Больших и маленьких. Пусть жизнь приносит радость, потому что именно она толкает нас на хорошие поступки. Будьте здоровы, счастливы, любимы и любите сами! Хочу, чтобы Сыктывкар становился краше, чище, уютнее, а мы гордились нашим городом и не хотели из него уезжать!

Беседовала Светлана Попова

ДОСЬЕ
СОСНОВСКАЯ ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата и место рождения: 17 декабря 1962 г., г. Узловая Тульской области.

Образование: Сыктывкарское училище искусств, Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории, Ассистентура в Российской академии музыки им. Гнесиных.

Любимое блюдо: Голубцы, украинский борщ.

Любимый фильм: «Вокзал для двоих», «Ирония судьбы».

Любимая книга: «Одиночество в сети», «Три товарища».

Жизненное кредо: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Век живи – век учись».