Валерий Дударев: «Будем дружить с Сыктывкаром!»

Поэт и главный редактор московского литературного журнала «Юность» Валерий Дударев серьёзно настроен поддерживать писателей и поэтов Коми. Его визит в Сыктывкар вместе с супругой Марианной и прозаиком Игорем Михайловым позволил «Источнику» выпить чашечку чая с коллегами и порассуждать о смысле жизни современного печатного слова.

Валерий Фёдорович, вы в Сыктывкаре впервые?

Вовсе нет. Ранее уже доводилось бывать у вас. На этот раз мы прибыли к вам с серьёзной миссией. Союз писателей Коми поддержал идею ежегодного проведения в Сыктывкаре дней «Юности» – хотим привлечь в наш журнал новые имена, набрать подписчиков. Нам интересен диалог. Массовая литература, которая лежит на полках книжных магазинов, не в состоянии преобразить человека и его душу. Учить читать сегодня надо, но не по буквам. Учить людей надо понимать смысл прочитанного.

Расскажите об апрельском выпуске «Юности».

В этом выпуске широко представлена современная поэзия, проза, публицистика Коми. Мы собрали под одной обложкой 15 имён писателей и поэтов. Елена Габова, Пётр Столповский, Инга Карабинская, Надежда Мирошниченко, Елена Козлова, Любовь Ануфриева, Андрей Попов... Здесь можно почитать очерки. К сожалению, не только в литературе, но и в журналистике этот жанр уходит в прошлое...

В «Источнике» этот жанр ещё жив. Почти в каждом номере можно встретить зарисовки о людях.

Замечательно! Такого в газетах уже практически нигде не встретить, разве что в журналах. Вообще, волшебство, если ты откроешь газету и там, к примеру, увидишь стихи.

Валерий Фёдорович, о жизни издания, как правило, судят по его тиражу. В советское время тираж «Юности» насчитывал и несколько миллионов экземпляров. Как сейчас живёт журнал?

Тираж три миллиона – это ненормально. В то время власть понимала, что литература служит духовным хлебом для народа, и тиражи изданий росли. На сегодня ситуация совсем иная. Оптимальный тираж «Юности» для нашей страны – 100 000, но мы гордимся и тем, что выпускаем 6 500. Учителя из провинции пишут нам о том, что они по «Юности» преподают современную литературу, ведь во все времена журнал был открыт для поэтов и прозаиков разных национальностей. Он объединяет людей разных верований и традиций. Пожалуй, это единственное пространство, где люди могут сойтись под одной обложкой и познать творчество друг друга.

Чем же так привлекает издание молодёжь?

Мы пропагандируем литературу ценностей. В конце 80-х в редакции журнала была комната под номером 20, где собирались группировки молодёжи, начиная от панков и заканчивая политическими партиями. Их споры потом публиковались в очерках под рубрикой «Комната №20». Журнал всегда был расписан художниками. Юмор. Галку Галкину знала вся страна. Это связь времён, когда на фоне авторов предыдущей эпохи и уходящего поколения мы открываем новые имена юных поэтов и прозаиков – имена не кончаются. В рубрике «Ключи чтения» мы учим, как читать и что читать. Мы публикуем «Дневник буддийского монаха» москвича Феликса Шведовского, а Лев Аннинский ведёт заметки нетеатрала – пишет отзывы о театральной жизни Москвы. Всего и не расскажешь. Знаете, что такое спортивная публицистика?

Как же вам удаётся связывать спорт и литературу?

Однажды гостем нашей редакции был известный советский прыгун Анатолий Ященко – лучший в мире прыгун в высоту без шеста конца 70-х годов. Мы писали не о его спортивных рекордах, а о его нелёгкой и трагичной судьбе. А когда попросили его оставить автограф, он подпрыгнул, ловко перевернулся в воздухе и оставил след от своего спортивного ботинка на потолке журнала «Юность»...

Впечатляет... Как отбираете авторов для выпуска?

Есть в этом даже какая-то магия. Часто номера журнала складываются сами собой. Одни повести заканчиваются, публикуем свежие. Должна быть большая проза – повести, романы. Есть и тематические номера, например, майский выпуск о войне. Ранее мы практиковали рубрику «тема номера», но ушли от этого, поскольку часто читатели воспринимают это слишком узко, словно весь выпуск посвящён лишь одной теме. Также мы печатаем произведения людей из разных уголков мира.

Валерий Фёдорович, а сами вы каких авторов читать любите?

Это, пожалуй, самый простой и сложный вопрос для меня. Если мы начнём разговаривать об этом, боюсь, стемнеет и мы не закончим. Скорее, у меня нужно спрашивать, каких писателей я не люблю. Мы, филологи, несколько иначе воспринимаем литературный процесс, поэтому у нас нет и нелюбимых писателей.

Расскажите о своей жене.

Марианна – удивительный человек. Кандидат филологических наук, преподаватель университета дружбы народов. В «Юности» заведует отделом литератур народов России и СНГ. Увлекается фольклором.

Как вас свела судьба?

Марианна, тебе слово.

С Валерием нас свела литература в прямом смысле этого слова. Редакция искала автора для рубрики «Ключи чтения», и я нашлась. В метро. На Маяковской. Я – с сумкой есенинской на плече вся такая есенинско-маяковская. Он – летящий ко мне навстречу в январскую морозную субботу. Проговорили пять часов о Есенине и литературе. Это была любовь с первого дыхания и слова. Проводим время как один шаг и вздох, в поездках и в журнале. Работа в завязь с жизнью и литературой.

Марианна, а как проводите свободное время?

Семейная жизнь наша пока полна нами и журналом. Детей нет, но очень ждём. Сейчас наш ребёнок – журнал, и мы живём друг другом и журналом. Валера недавно даже написал новый цикл стихов и посвятил его мне. А я тайно пишу статью про книгу «Ветла» в контексте национальной культуры.

Валерий Фёдорович, полистав нашу газету, какие впечатления у вас остались?

У вас удачное название. Хорошее, интересное. В скором времени в Сыктывкаре появится клуб читателей журнала «Юность». Буду очень рад, если на страницах вашего издания пусть хоть и изредка, но будет мелькать поэзия...