– Виктор Николаевич, здравствуйте! На часах 10 часов вечера, а вы, судя по голосу, ещё полны сил. Во сколько заканчивается ваш рабочий день?
– Мой сын Добрыня, ему 9 лет, очень поздно ложится. Пока всё не выучит, пока не поиграет в компьютер, он на ногах. Поэтому мой рабочий день всегда заканчивается поздно. Так каждый день.
– Расскажите о Добрыне. Чем он увлекается?
– Сын очень заинтересованный мальчик. Увлекается вокалом, войной, войной в компьютер и так, с деревянным оружием. Он бегает и кричит: «За Родину! За Сталина!» Я говорю: «Добрыня, так было во время войны, а сейчас это очень глупо». Но он ребёнок. Он кричит не потому, что он это понимает конкретно. Он учится моментам, моменту патриотизма, может.
– Как вы проводите вместе время?
– Мы очень любим проводить время вдвоём. Мы ходим на различные мероприятия, на квесты. Вместе мы делаем поделки, смотрим спектакли. Ещё мы ходим на «Умный Петербург». Это такая образовательная программа для детей и родителей. Мы ходим всей семьёй: Полина, её мама, я и Добрыня. Я заработал билет, на следующий месяц Вера Васильевна заработала, верно ответив на вопросы. Пока подводит нас мама Добрыни Полина... Вчера Добрыня задал мне вопрос: «Папа, почему мне с тобой интереснее?» Понимаете, он так стесняясь это говорил. Я ответил: «Просто ты становишься мужчиной». Мама, конечно, ему нужна. Но сейчас очень важно находить в нём мужские качества.
– Виктор Николаевич, какой вы отец: строгий и требовательный или, наоборот, добрый и всё разрешающий?
– Я сомневающийся, теряющийся, слабый и готовый заплакать, поэтому часто кричащий, машущий руками и обещающий, что сейчас возьму ремень и накажу. Но я физически не наказываю Добрыню.
– Никогда не приходилось браться за ремень?
– Да было. И с первым сыном Фёдором, и с Добрыней. Было, но я потом раскаялся и сказал себе, что больше никогда. Как Чехов писал: «Ты каждый день должен выдавливать из себя раба». Только раб может взять и унизить другого человека.
– Ваша супруга – театральный режиссёр. Каково двум творческим людям быть вместе?
– Актёру и режиссёру – замечательно! Двум актёрам очень плохо. Двум режиссёрам практически невозможно. А актёр и режиссёр – это просто счастье! Это как водитель и машина. Они друг к другу приспособлены, рождены и придуманы друг для друга.
– В сентябре вас и вашу супругу Полину можно будет поздравить с оловянной свадьбой. 10 лет – серьёзная цифра. На чём основываются настоящие отношения?
– Семья не может существовать без любви, уважения, преданности и боязни это потерять. Важно не допускать себя до момента, чтобы кто-то понравился и появилась возможность сбегать налево. Я это не делаю, потому что боюсь, что мне в ответ тоже возьмут и сделают и мы расстанемся. А ещё из-за понимания, что любовь и семья – это ежедневный труд. Каждый день нужно трудиться, нет ни отпуска, ни выходных.
– Виктор Николаевич, вас многие ассоциируют с егерем Кузьмичом, которого вы сыграли в «Особенностях национальной рыбалки».
– Я сыграл Кузьмича, и огромное количество людей появилось, которые подходят, здороваются и говорят: «А я вот егерь». А я Кузьмич! Меня все называют Кузьмич! Значит, я показал что-то хорошее, доброе. Когда люди видят «Кузьмича», они улыбаются, радуются, значит, я показал какого-то хорошего, очень важного и нужного для их жизни человека. У каждого актёра в жизни бывает не больше трёх ролей, по которым люди его помнят и любят. Можно сыграть тысячу ролей, но будут помнить только 2–3 роли. К Кузьмичу я отношусь с трепетом, любовью и непониманием, как я мог такое сделать. Никогда ни один лесник до егеря Кузьмича не ходил в лесу в плаще. Это очень сложно – плащ цепляется за сучки. Когда я сыграл Кузьмича, появились егери, которые стали ходить в плащах.
– Расскажите, над чем вы сейчас работаете.
– Очень хотелось бы работы, достойной работы. Актёров, когда они популярны и узнаваемы, всё время куда-то тащат, чтобы они продвигали что-то не совсем порядочное. Меня просили сняться в рекламе, но я сказал: «Это же обман людей!» Мне говорят, вот, мол, какая тебе разница, ты же деньги заработаешь. Я так не могу. Мне совесть не позволяет. Появился человек, который сказал: «Давай сделаем нож «Кузьмич»». Я согласился и назвал условия: чтобы он был очень острый и так далее. Так появился нож «Кузьмич», потом появился нож-топор «Кузьмич». Сейчас мы стали ездить по выставкам, где продвигаем этот нож... Пока у меня нет ролей. Когда появятся, конечно, топор и нож отойдут на второй план.
– В чём основа вашей бодрости?
– Я бы не сказал, что я бодр. Я очень скучный человек. Я всегда ворчу. Дело в том, что перед тем, как выйти к людям, надо по ним соскучиться. А для этого надо быть больше с собой наедине. Когда выходишь к людям, из сердца льётся только одно – как здорово, что мы встретились! А вот когда я дома, ко мне лучше не приходить.
– Есть ли у вас вредные привычки?
– Есть: люблю лежать на диване. А ещё часто ругаюсь, потому что меня раздражают невнимательные, необязательные и злые люди, которые работают в сфере обслуги. Имею в виду продавцов, милиционеров, паспортистов. Супруга подсказывает, что здесь же сантехники, медработники (смеётся).
– Не секрет, что в списке ваших увлечений есть и охота, и рыбалка. Расскажите о вашем самом крупном трофее.
– В охоте и рыбалке мне нравится сама природа, единение и очищение души, а не трофеи. Ну и азарт, конечно. Бывает, поймаешь маленькую рыбку, которая была такая хитрая, всё объедала. Она со своими плавниками издевалась над тобой, а ты её поймал, ты оказался умнее её.
– Виктор Николаевич, спасибо за интервью. Что пожелаете нашим читателям?
– Был такой фильм, который я не очень люблю, но название у него обалденное: «Всё будет хорошо!» У меня лёгкая рука, и если надо снять где-то начальство, приглашайте, я приеду, и начальство снимут (смеётся). Желаю всем всего доброго!
Беседовала Любовь Андреева
ДОСЬЕ
БЫЧКОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ
Дата и место рождения: 4 сентября 1954 года, Ленинград.
Образование: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Семья: супруга Полина Белинская (театральный режиссёр), сын Добрыня (9 лет). Сын Григорий от первого брака. Сын Фёдор и дочь Арсения от второго брака.
Увлечения: охота и рыбалка.