Слова, слова, слова...

Как работают вербальные интервенции.

В конце апреля состоялись как отчёт правительства в Госдуме в целом, так и отчёты ведущих министерств и ведомств на своих расширенных коллегиях. Много там говорилось о наших достижениях в области экономики. Впечатление от услышанного — явное желание показать позитив, продемонстрировать всё положительное, что можно отметить за отчётный период. Но это не просто желание демонстрации позитива, это ещё и то, что называется «вербальными интервенциями». Цель таких «интервенций» — внушить оптимизм населению, инвесторам, заставить их окончательно и бесповоротно поверить в то, что все кризисы позади, а впереди нас ждет набирающая рост экономика.

Раньше я допускал, что сами-то эти высокопоставленные чиновники понимают, что в действительности происходит в экономике, а слова произносят по необходимости, чтобы заговорить кризис. Однако в последнее время, наблюдая за всем этим, я как раз становлюсь всё более уверенным в том, что они и вправду, похоже, верят в объективность даваемых ими оценок. Самовнушение сработало, теперь хотят других убедить.

Что мы сейчас слышим: кризис закончился, экономика активно растет и т.п. Да, произошла некоторая адаптация к кризису, ряд формальных статистических показателей стал лучше. Но как можно говорить о кризисе в прошедшем времени, когда, к примеру, по итогам первого квартала 2017 года промышленность выросла всего лишь на неосязаемые 0,1% по сравнению с первым кварталом 2016 года, а торговля — упала на 1,8%, платные услуги — опять падение на 0,3%, строительство в минусе на 4,3%. Четвёртый год подряд продолжают падать реальные располагаемые денежные доходы населения: в том же первом квартале на 0,2% в годовом выражении. Согласитесь, что вся эта официальная (подчёркиваю — официальная) статистика от Росстата никак не свидетельствует о том, что экономика перешла к росту. Но нам упорно говорят об этом самом росте.

Говорят, потому что не понимают такой простой вещи: чтобы слова, вот эти самые вербальные интервенции, работали, надо, чтобы им верили. А как им будут верить, если жизнь не говорит в пользу правительственных оценок?

Хотите, чтобы верили? — Говорите, по возможности, правду.

Современная экономика — экономика настроений. Поведение и инвесторов, и потребителей зависят далеко не только от наличия средств для инвестиций и покупок. Надо, чтобы они ещё просто элементарно верили в достоверность слышимых оценок.

Вот так вот, и никак иначе работают вербальные интервенции.

Кстати, не стоит думать, что все эти слова, не соответствующие действительности, так уж безобидны. Серьёзная проблема современной российской экономической действительности — это высокая неопределённость экономической ситуации. Когда на тему этой самой ситуации произносятся слова, которым нет никакого доверия, неопределённости становится ещё больше. Вот и получается, что оптимистичные слова, казалось бы, произносятся во благо, но вреда от них получается больше.

Так что, господа чиновники, бережнее относитесь к словам. И вправду: иногда лучше промолчать. Ну, а уж если говорите, то помните, что, как говорил древнегреческий поэт Менандр, «власть придает словам оттенок правды». Так что ответственнее надо быть, ведь кто-нибудь и вправду может поверить.