Боролся с немцами даже во сне

Ветеран войны вспомнил фронтовые будни.

...Зелёный луг и свежее парное молоко. Зимний морозный вечер и сказки любимой бабушки. Отец и радость от пойманной рыбы... Именно таким запомнилось детство Никону Кондратьевичу Хатанзейскому – ветерану войны из далёкого села Кипиево Ижемского района, побывавшему на трёх военных фронтах.

Детство оборвалось слишком рано. До начала войны моему собеседнику удалось закончить лишь 6 полных классов школы и пройти фабрично-заводское обучение. До призыва в армию работал судоплотником на Няшабожской судоверфи. На дворе стоял декабрь 1942-го, когда Никона Хатанзейского призвали в ряды Советской Армии.

ВПЕРЁД! ЗА РОДИНУ!

Тогда ему было всего 16 лет. Под Калинином в 26-й дивизии молодых пареньков учили на снайперов и миномётчиков, а в сентябре 1943-го отправили на фронт.

– Это было такое тёплое и слегка дождливое утро 1944-го... – вспоминает Никон Кондратьевич. – Белорусский фронт. Помню крик командира: «Вперёд! За Родину!» И мы двинулись на врага. Полтора километра шли без единого выстрела, и я даже обрадовался приятной тишине. Снаряды и мины застали внезапно. Пал командир. Помню его последние слова: «Прощай, мой друг. Беги! Не отставай от товарищей».

Фото: pobeda1945.su

Сопротивление немцев было настолько сильным, что в ход пошли гранаты. Подкрепления не было, ряды бойцов несли потери. К утру подоспели танки. Хатанзейский и его боевые товарищи, взобравшись на них, пошли наперерез врагу перекрывать дорогу «Москва – Минск». Немцы отступали.

– Танк шёл быстро, нас бросало из стороны в сторону, – продолжал ветеран. – Многие солдаты срывались с брони и падали, в том числе и мой сослуживец Юрий Смирнов. Немцы тут же схватили его. На родину он так и не вернулся...

Победа застала Никона Хатанзейско- го в Калининграде. Солдаты тут же нашли спирт, закололи свинью. Но на этом война в его жизни не закончилась. В порту Калининграда солдаты простояли до середины июня. А потом их отправили на Дальний Восток. Боевых действий в войне с Японией уже не было. Опасность представляли японские смертники, которые подрывали танки.

ЛЮБОВЬ К ПЕРУ

Война закончилась, но ещё долго после неё сержант Хатанзейский боролся с немцами в своих снах. В мирное время ему пришлось осваивать разные профессии. Поначалу работал кочегаром на Няшабожской судоверфи, монтёром, плановиком-экономистом, а в июле 1952-го связал свою жизнь с журналистикой.

– После ранения я почти четыре месяца пробыл в госпитале, – продолжил собеседник. – Через койку от меня лежал солдат, который любил расспрашивать меня о моей малой родине. И тут вдруг мне стало обидно и стыдно за то, что я так мало знаю о родном Коми крае... Уже в послевоенные годы стал по крупицам собирать интересные факты об истории Ижемского края, семь раз побывал в тундре, писал краеведческую литературу.

В послевоенное время Никон Кондратьевич работал литературным редактором в газете «Коми колхозник» (ныне «Коми му»). Был редактором районной газеты «Новый Север» в Ижме, а после выхода на пенсию более 10 лет руководил там же местным музеем.

Ветеран признался, что в силу пережитых испытаний с каждым годом значимость Дня Победы для него возрастает. В живых из боевых товарищей уже не осталось никого. Сейчас Никон Кондратьевич до сих пор любит шахматы, играть в которые научился в военном госпитале. Любит рыбачить и прогуливаться у Вечного огня. И, глядя на мемориальные плиты памятника в свой 91 год, продолжает верить, что все мы живы лишь благодаря тем, кто пал на войне...

Светлана Попова