Умелые продавцы и маркетологи зачастую навязывают ненужные товары и услуги. Как избежать лишних трат, отказаться от концепции "жить здесь и сейчас" и сохранить бюджет для более важных целей, в интервью радио Спутник объяснила маркетолог Елизавета Волошанина. По ее мнению, самое верное решение – "углубиться в себя".
"Задать себе вопросы: "а что мне дает эта покупка", "какую истинную потребность она закрывает" или даже "какие внутренние травмы толкают меня это купить"? Необходимо понять истинный мотив, толкающий на бесполезные траты. И вариантов мотивов – масса: от "я так проявляю любовь к себе" и "мне скучно, и я так развлекаюсь", до "во мне говорит пережитый опыт нищеты", – отметила Елизавета Волошанина.
Спонтанные покупки
"На эмоциях мы склонны не считать деньги и прислонять карточку сразу, как только чего-то захотели мы или наши близкие. Говорить "нет"таким тратам сложно, ведь они часто сопряжены с убеждением, что таким образом мы проявляем любовь к себе или близким. "Как я не куплю ребенку то, чего он просит? Даже если у него вся комната завалена игрушками", "Я сейчас так хочу это платье, ну и что, что к нему у меня ничего нет", "Мой муж достоин самого лучшего, поэтому пусть покупает эту палатку, зачем думать – один раз живем!" Есть места, которые заряжают на покупки. Так, попадая в торговый центр, ноги сами несут вас по любимым магазинам "только посмотреть". А бывает так, что вы посмотрели, вам стало неудобно перед продавцом, и вы смиренно идете на кассу. Подумайте, что может так же приносить вам гормоны радости, но не сопряжено с тратами", – рекомендует Елизавета Волошанина.
Затратные привычки
"Например, регулярные походы в рестораны или заказы на маркетплейсах. Если откинуть мысль, что вы не можете без этого обойтись, и просто сесть и посчитать траты на эту статью расходов, а потом положить на другую чашу весов вашу мечту – машину, ремонт, квартиру, путешествие, образование или что-то другое – что перевесит? Как только вы решите ограничить такие траты: поставите лимит или заведите отдельную карту для маркетплейсов, настоящая мечта станет ближе", – считает Елизавета Волошанина.
Новые гаджеты взамен работающим старым
"Кто-то меняет телефон каждый год, потому что вышла новая модель, кто-то покупает новую бытовую технику, хотя старая работает или нуждается в небольшом ремонте. Сюда же можно отнести покупки из разряда "этот цвет дивана мне надоел, поэтому купим новый". Существенного в жизни от этого ничего не поменяется, тогда зачем эти траты? Новым телефоном уже давно никого не удивить, а на диван можно заказать чехол в любой расцветке и так далее. Мода меняется слишком быстро – быстрее, чем вы будете успевать менять все устаревшее под новый тренд", – уверена Елизавета Волошанина.
Покупка продуктов в дорогих магазинах
"Ради эксперимента посчитайте стоимость одной и той же продуктовой корзины в разных магазинах. Вы поймете, что выбор самого выгодного варианта покупок тоже может быть способом сохранить бюджет. Понятно, что не стоит впадать в крайность и считать каждый рубль, но если финансовая разница окажется существенной, то оно того стоит", – сказала Елизавета Волошанина.
Успешные и богатые блогеры
"Хочется жить так же? Хочется. "А какой волшебный крем она рекламирует, от него у нее сияет лицо! Надо тоже заказать, и мое тоже начнет сиять". Если вы любите такой контент, то тщательно фильтруйте все, что вам показывают, не позволяйте себе обманываться. За рекламу этого крема блогеру заплатили, чтобы вы увидели его чудодейственность, захотели его и заказали. Берегите свои деньги и глаза от "успешного" контента", – советует Елизавета Волошанина.
Чтобы бюджет не утекал в трубу, необходимо составлять списки покупок, планировать траты и действительно начать копить деньги на цель, которая важнее стакана кофе или десятой пары джинсов с маркетплейса, заключила маркетолог.