Какие факторы влияют на самооценку, в интервью радио Спутник объяснила психолог Галина Губанова
Реалистичная самооценка помогает человеку раскрыть таланты, проявиться и достичь успехов в жизни, считает психолог Галина Губанова. В интервью радио Спутник она назвала внешние факторы, которые "корежат" представление о себе и формируют неверную самооценку. По ее словам, все проблемы родом из детства.
Первое – это травмирующий семейный опыт: осуждение, критика, отсутствие поддержки. "Ну сколько можно есть, посмотри на себя, какой ты толстый" или "тебе никогда нельзя ничего доверить", или папа наставляет дочку: "учись лучше, будешь хотя бы умной, потому что с твоей внешностью, сама понимаешь, замуж сложно будет выйти, – привела примеры Галина Губанова.
Также на самооценку влияет критика значимых людей и постоянное сравнивание себя с другими, продолжила психолог.
В подростковом возрасте на первый план по значимости для ребенка выходят сверстники. И в школе малейшее отклонение от стандартов – внешности или особенности речи, или плохая успеваемость – может подвергнуться насмешкам и даже обернуться буллингом. Или любимые родители порой из лучших побуждений, в целях мотивации, все время приводят в пример ребенка своих знакомых, – отметила Галина Губанова.
Кроме этого, неправильная оценка себя формируется, если акцентируются промахи или, наоборот, идет идеализация, считает эксперт.
Акцент на промахах – это когда успехи воспринимаются близкими как должное, как норма. Другой полюс – идеализация, когда родители, наоборот, слишком сильно переживают за самооценку своего чада и с раннего возраста внушают ему, что он самый лучший. Но со временем ребенок чувствует подвох и в реальной жизни сталкивается с несоответствием этому посланию, понимает, что он далеко не идеален, а любовь основана на ложных посылах. Парадоксально, но его самооценка страдает даже больше, при этом он растет с ощущением, что мир ему должен. Такие люди, чтобы получить желаемое, зачастую становятся манипуляторами, – предупредила Галина Губанова.
По ее мнению, влияние на самооценку оказывает и чрезмерный перфекционизм.
Так бывает, когда ребенок становится для родителей инструментом реализации собственных невоплотившихся амбиций. В психоанализе это называется нарциссическим расширением. Возлагается слишком много ожиданий – например, ребенок должен непременно стать выдающимся музыкантом или поступить в определенный вуз, – пояснила Галина Губанова.
В современном мире немаловажную роль в формировании самооценки играют и СМИ, считает психолог.
Самооценку могут буквально обрушить средства массовой информации и различные интернет-ресурсы, где существует какой-то идеальный, глянцевый, суперуспешный мир, за стандартами которого невозможно угнаться. Нужен очень сильный характер, чтобы удержаться на плаву, не сломаться, найти внутренние опоры. У кого-то так и происходит, но в подсознании все равно откладывается неуверенность в себе. Человека начинает грызть червячок сомнения в своей ценности для других людей, – отметила Галина Губанова.
Чтобы эти факторы не рушили самооценку, достаточно внутренне ощутить собственную значимость, которая мало зависит от внешних обстоятельств, уверена психолог.
В разных подходах психотерапии расставляются свои акценты и используются инструменты для работы. Психоанализ обращается к объектным отношениям, идущим из детства, где основой искаженной самооценки является механизм примитивной идеализации, при котором полюбить себя можно только постоянно совершенствуясь. В когнитивно-поведенческой модальности главная задача – избавиться от негативных убеждений. Клиенту предлагаются техники, используя которые, он сам развенчивает миф о собственной неполноценности. Например, на его утверждение "я неудачник" психолог просит подумать и выписать дела, которые все-таки ему удались. Если поставить цель, выработать верный план действий и заручиться поддержкой специалистов, можно научиться любить и ценить себя, значительно улучшив качество жизни, – заключила Галина Губанова.