В России сложилась острая нехватка кладбищ и крематориев – по числу последних на душу населения наша страна вообще занимает одно из последних мест в мире. Внимание на проблему обратила заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева. Как сообщила Разворотнева «Парламентской газете», решить её должен законопроект, который даст возможность бизнесу строить ритуальные сооружения по системе государственно-частного партнерства.
Как пояснила Светлана Разворотнева, федеральный закон «О погребении и похоронном деле», который принимался ещё в 1996 году, сегодня успел чрезвычайно устареть и уже не отвечает запросам текущей действительности.
– Одна из проблем – в нём прямо указано, что заниматься погребением могут только муниципальные организации, – отметила парламентарий. – То есть невозможно создание каких-то частных кладбищ, крематориев, других ритуальных объектов, невозможно привлечение в эту сферу капитала и инвестиций со стороны, помимо государственных. А между тем они очень нужны.
Светлана Разворотнева указала на то, что в России за минувшие годы сложился острый дефицит благоустроенных кладбищ и крематориев. С последними особенно туго: по данным статистики, которую привела собеседница издания, сегодня они работают лишь в 27 городах. На пять миллионов россиян сегодня приходится всего один крематорий – в то время как в Японии, например, один на 79 тысяч, в США – один на 159 тысяч, в Великобритании – один на 242 тысячи.
– Потребность в крематориях сегодня очень велика, – подчеркнула Светлана Разворотнева. – В крупных городах – в частности, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге – до 70 процентов погребений осуществляется именно в них. Зачастую люди с окраин вынуждены ехать в федеральные центры, чтобы воспользоваться услугой кремации. А это лишние деньги, лишний стресс, лишнее время в очередях и так далее.
Аналогичная ситуация – с похоронами домашних животных. По закону закапывать их нельзя нигде, кроме специально отведённых мест, которых на всю страну – раз-два и обчёлся. Остаётся только сжигать – а делать это нужно на обладающих соответствующей лицензией заводах. Их тоже мало, расположены они максимально неудобно (как правило, далеко за городской чертой), да и ни о какой «ритуальной» окраске процесса кремации в их случае речи не идёт.
Решением проблемы, по словам парламентария, могли бы стать поправки в закон, разрешающие строить ритуальные сооружения в рамках государственно-частного партнёрства – то есть с привлечением коммерческого капитала. Светлана Разворотнева отметила, что и бизнес готов влиться в новую сферу, и даже прецеденты уже по России в целом есть. Правда, из-за отсутствия необходимой нормативной базы результат их сильно разнится от региона к региону – где-то контролирующие органы закрывают глаза, где-то – относятся резко негативно и заставляют сносить уже построенное, несмотря на чаяния и запросы обычных людей.
– Мы подготовили соответствующий законопроект, он отправлен экспертному сообществу для обсуждения и детального анализа, – подчеркнула Светлана Разворотнева. – Это сложная процедура – нужно получить предварительное согласие коллег, потом отзыв правительства. Так что не исключено, что он будет ещё правиться и дорабатываться.
По словам парламентария, если всё сложится успешно, законопроект могут внести на рассмотрение в Госдуму ориентировочно через месяц.