В ВятГУ уже 65 лет осуществляют подготовку учителей труда (технологии)

В наши дни эта специальность вновь вошла в число приоритетных, наполненных особым смыслом, отвечающих задачам Десятилетия науки и технологий.

ВятГУВятГУ

Напомним, что в этом году исполнилось 110 лет высшему педагогическому образованию на вятской земле. А 65 лет назад, с 1959-1960 учебного года, в тогдашнем Кировском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина – наряду с 10 другими вузами страны – началась подготовка учителей труда. Потребность в этом возникла в связи с существенным увеличением часов на трудовое обучение в 5-9 классах и введением в 10-11 классах производственного обучения в объеме 12 часов в неделю. 

Сначала подготовка востребованных специалистов осуществлялась на физико-математическом факультете, но уже в январе 1962 года из его структуры выделился индустриально-педагогический факультет, нацеленный на обучение студентов направления «Технические дисциплины и труд». Это были юноши: на учебных занятиях они изучали деревообработку, металлообработку, трактора, машины – речь шла о серьезной технической подготовке. Полученные знания, умения и навыки они впоследствии – уже в качестве школьных педагогов – передавали мальчикам. Занятия у девочек по кройке и шитью, кулинарии вели специалисты соответствующих отраслей, не имеющие педагогического образования. 

В середине 1980-х школьная дисциплина для девочек получила название «Обслуживающий труд», а в КГПИ, как и в других вузах, были открыты соответствующие профили подготовки для девушек. Им начали преподавать обширный раздел «Технологии обработки ткани», большие модули по декоративно-прикладному творчеству, технологиям пищевых продуктов, а также целый ряд других дисциплин, в частности «Растениеводство». 

В 1994 году в базисный учебный план школы была введена новая образовательная область «Технология», повлекшая необходимость изменения профиля подготовки учителя. Так на смену учителям труда пришли учителя технологии, поначалу реализующие разные программы для мальчиков и девочек, а с начала 2010-х гг. перешедшие на единые для всех образовательные модули: «Технология обработки материалов», «Робототехника», «3D-моделирование», «Компьютерная графика, черчение», «Современные технологии и производство». И снова вузовская программа была приведена в соответствие с запросами школы. 

С 1 сентября 2024 года в общеобразовательных организациях введен предмет «Труд», продолжающий традиции «Технологии» и в то же время имеющий особое наполнение, несущий актуальный смысл. 

Он заключается, прежде всего, в мощном профориентационном компоненте. В каждом из существующих пяти модулей предусмотрена обязательная тема «Мир профессий». Это означает, что учитель труда (технологии) должен знакомить школьников с производством, приближать учащихся к реалиям жизни. Здесь имеются в виду и новые профессии, возникающие как ответы на запросы меняющегося мира.  Кроме того, сейчас все больше говорится о том, что занятий на одном компьютере мало. Труд в традиционном понимании, умение делать что-то своими руками не теряет ценности. Этим нужно овладевать еще со школьной скамьи, - отметила профессор кафедры технологии и методики преподавания технологии ВятГУ Галина Некрасова. 

Коллегу поддержала Лена Морилова, зав. кафедрой технологии и методики преподавания технологии ВятГУ:

 

Приветствую эти новые акценты. При этом у меня возникает отчетливая аналогия с пятидесятыми, шестидесятыми и далее семидесятыми – временем молодости моих родителей, когда покорялся космос, осваивалась целина, строилась Байкало-Амурская магистраль. Техническое образование считалось особенно престижным, представитель инженерной профессии пользовался большим уважением – это можно наблюдать даже в фильмах того периода. Именно тогда труду как учебной дисциплине было придано исключительное значение, а в вузе началась и развивалась подготовка учителей этого профиля. 

Сейчас возник такой же запрос: стране нужны инженерные кадры. Не будем забывать о том, что в России проходит Десятилетие науки и технологий. В этом свете учитель труда (технологии) может сыграть особую роль, оказать влияние на выбор учащимися будущей профессии, показав реалии и перспективы того или иного производства. 

По большому счету именно учитель труда (технологии) является проводником в мир профессий, показывая их исключительную роль в контексте обеспечения технологического суверенитета страны. 

Добавим, что в год 110-летия высшего педагогического образования в регионе, 65-летия подготовки учителей труда (технологии) Галине Николаевне Некрасовой присвоено звание «Почетный профессор Вятского государственного университета». Аттестат почетного профессора в торжественной обстановке вручил ректор ВятГУ Валентин Пугач. 

Фото: архив Г.Н. Некрасовой, пресс-служба ВятГУ