Минпромторг рекомендовал торговым сетям убрать с полок «неправильный мёд»

Выявлены массовые случаи фальсификации продукта.

Минпромторг уведомил торговые сети о необходимости усилить контроль за продукцией пчеловодства из-за выявленных Роскачеством массовых случаев фальсификации мёда. Это следует из письма, которое в начале сентября направил представителям крупнейших объединений ретейлеров – Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Союзу независимых сетей России и Ассоциации компании интернет-торговли (АКИТ) – директор департамента развития внутренней торговли министерства Никита Кузнецов. Копия документа есть в распоряжении РБК, в пресс-службе Минпромторга подтвердили отправку письма.

С сентября в России вступил в силу закон, ужесточающий требования к качеству и безопасности мёда. Министерство просит ретейлеров проинформировать поставщиков мёда, что их продукция должна соответствовать ГОСТу. О мерах, принятых для прекращения правонарушений, Кузнецов попросил отчитаться до 13 сентября.

С 1 сентября 2024 года в России вступили в силу поправки в закон «О пчеловодстве». Согласно этим поправкам, продукцию, в которую добавлен сахарно-фруктозный сироп, недопустимо называть мёдом, объясняли в Роскачестве. В декабре 2023 года эта учреждённая по распоряжению правительства организация анонсировала, что проведёт масштабное исследование меда для «очищения» полок от фальсификата.

Результаты лабораторных исследований Роскачества выявили массовые подделки мёда с помощью незаявленного в составе глюкозно-фруктозного сиропа, говорится в письме Минпромторга ретейлерам. Кроме того, продукт зачастую не соответствует «заявленному ботаническому происхождению». Такая продукция нарушает требования профильных техрегламентов Таможенного союза и ГОСТов, пишет министерство.

В Роскачестве уточнили, что регулярно с 2016 года проводят исследования мёда и каждый раз фиксируют проблему подделок: по их оценкам, доля фальсификата достигает 60% от общего числа исследованных марок. Проблемы касаются в первую очередь мёда низкой ценовой категории и собственных торговых марок сетей. Так, в августе Роскачество сообщало о результатах исследования 16 марок мёда крупнейших розничных сетей и недорогого мёда в сетевом ретейле – ни одна из них не соответствовала обязательным требованиям законодательства.

По оценкам Союза пчеловодов России, подделок на рынке ещё больше – мёд, который продаётся в стране, до 70% «ненастоящий», говорит председатель союза Валерий Капунин. По его словам, это проблема существует не только в России, но и во всём мире. Ненастоящим медом Капунин называет продукцию, изготовленную на основе побочных продуктов переработки сахара (например, патоки) или отходов переработки кукурузы, куда добавляют сахар, подсластители, загустители, цветочную пыльцу и т.д. Более «безобидный» способ подделки мёда – когда недобросовестные пчеловоды кормят пчёл сахарным сиропом, в результате чего те дают продукт, похожий на мёд, но менее качественный.

Ещё один способ подделки – подмена продукции, например продажа дешёвого подсолнечного мёда из южных регионов под видом липового, который стоит в нескольких раз дороже.

– Массовая подделка мёда не позволяет натуральному качественному продукту попасть к покупателям, поскольку ввести свой продукт в торговые сети стоит дорого, – говорит Капунин.

Различные патоки и сахарные сиропы значительно дешевле натурального мёда, и добросовестным производителям невозможно выдерживать конкуренцию с фасовщиками, разбавляющими продукцию сиропами, соглашается исполнительный директор ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Востриков.

Проблема присутствия на рынке «псевдомёда» появилась по причине законодательного пробела, а именно отсутствия чёткого определения, что такое мёд, следует из ответа Роскачества. В принятом в 2020 году законе «О пчеловодстве» не было определения понятия «мёд». Это создавало благоприятные условия для фальсификации продукта и мешало развитию пчеловодства и экспорта. Понятие «мёд натуральный» было сформулировано только ГОСТом, но большая часть продукции производители выпускали не по госстандарту, а по техническим условиям, которые, как отмечали в Роскачестве, допускают другие требования к качеству продукта.

– Мёд производят около 110 тысяч хозяйствующих организаций. Они, конечно, не могут сами сбывать весь продукт. В основном отдают его либо перекупщикам, либо переработчикам. Именно с этим товаром происходят различные манипуляции, – пояснял первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Митин, один из авторов законопроекта, определяющего понятие «мёд».

Закон, направленный на обеспечение качества и безопасности продукции пчеловодства, президент России Владимир Путин подписал в декабре 2023 года. Он вступил в силу с 1 сентября. Согласно новым требованиям, мёд должен соответствовать требованиям качества и безопасности, установленным не только российским законодательством, но и нормативными актами Евразийского экономического союза (ГОСТы к ним относятся). А к продукции пчеловодства (это, в частности, мёд и воск) теперь относятся товары, определённые не только в соответствии с общероссийским классификатором продукции, но и с «техническими регламентами и документами по стандартизации».

В реестре пчеловодческих организаций регионов России по состоянию на конец 2023 года насчитывалось 110 тыс. пчеловодов и более 2,5 млн пчелосемей. Согласно данным, которые в декабре 2023 года приводило Роскачество, производство мёда в России составляет около 65 тыс. т.

Представители АКОРТ, АКИТ и Союза независимых сетей подтвердили получение рекомендаций от Минпромторга.

– Члены нашего союза уведомлены о ситуации с мёдом, – сообщил директор Союза независимых сетей Иван Бабухадзе (в союз входят, в частности, региональные сети магазинов «Абрикос», «Аникс», «Слата», «Красный Яр»).

В магазинах продаётся достаточно много некачественного мёда, признает Бабухадзе.

– Мы будем делать всё возможное для борьбы с контрафактным продуктом, – заверил он.

Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев заявил, что ассоциация также направила рекомендации Минпромторга входящим в ассоциацию компаниям (среди членов – ретейлеры X5 Group, «Магнит», «Лента», «Азбука вкуса», «Ашан» и др.). Торговые сети проверят достоверность информации о несоответствии качества продукции пчеловодства, говорит Караваев, – по его словам, закон отводит на это десять дней.

В целом мёд, который поступает на полки крупных торговых сетей, проходит многоступенчатую проверку качества, обращает внимание Караваев: ретейлеры проводят аудит производителей, поэтому в крупной сетевой рознице риск столкнуться с фальсификатом минимален.

– Если информация о несоответствии мёда требованиям ГОСТа подтвердится, ретейлеры примут меры по исправлению ситуации, предусмотренные законодательством о техрегулировании и договорами поставки, – добавил глава АКОРТ.

В АКИТ (туда входят в том числе Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет») сообщили, что проинформировали своих членов о необходимости устранить причины и условия, которые способствовали сложившейся ситуации, рассказал президент ассоциации Артем Соколов.

Поправки к закону о пчеловодстве, запрещающие называть мёдом любую продукцию, в которую добавлен сахарно-фруктозный сироп, устранили нормативные пробелы и должны способствовать снижению уровня фальсификации на рынке, считает Востриков.

Президент союза пчеловодов возражает: поправки не решат проблему фальсификата мёда, «пока не будут определены меры серьёзного наказания производителей фальсифицированных продуктов». По мнению Капунина, подделка мёда должна наказываться многомиллионными штрафами либо остановкой производства на три месяца. В случае если производитель и в третий раз попался на нарушении, Капунин предлагает заводить уголовные дела или остановить производство с возможным перепрофилированием.

– Такие существенные меры наказания позволят в короткий срок побороть проблему фальсификата, – уверен глава Союза пчеловодов.

Кроме этого, «ответственность за продажу фальсификата мёда должны нести и торговые сети», считает Капунин.

Для очистки полок от фальсификата необходимо продолжать регулярный мониторинг рынка и реализацию продукции в разных каналах продаж, считают в Роскачестве. Также нужно обеспечить переработчикам мёда доступ к прослеживаемости во ФГИС «Меркурий», чтобы они могли отследить сырьё от улья до фасовки, уверен Востриков.