С 1 июля изменился порядок выплаты задолженности по кредитам

В интервью радио Спутник эксперт проекта Народного фронта "За права заемщиков" Александра Пожарская рассказала, в чем заключается цель нововведений.

ПервоисточникПервоисточник

Согласно изменениям, внесенным в законодательство, с 1 июля банк может потребовать от заемщика застраховать заложенное имущество, а также повысить ставку по ипотеке, если страховка не оформлена. Это продолжение политики Банка России по сдерживанию необеспеченного кредитования, отметила в интервью радио Спутник эксперт проекта Народного фронта "За права заемщиков" Александра Пожарская.

Началась эта политика с введения и последовательного ужесточения макропродунциальных лимитов. Это лимиты, позволяющие кредитным организациям иметь только определенное количество заемщиков с высокой долговой нагрузкой – для того, чтобы избежать рисков по ссудным потерям, а также для того, чтобы оградить самих заемщиков от взятия на себя непосильных обязательств, которые впоследствии могут привести к персональному дефолту, – уточнила Александра Пожарская.

Повышение процентных ставок при отказе заемщика от страхования рисков происходило и ранее, продолжила она.

Будут повышаться процентные ставки при отказе заемщика от страховки. Но это и раньше происходило. Если есть вероятность, что заемщик не справится со своими обязательствами, и он не хочет этот риск страховать самостоятельно, то банки действительно повышают процентные ставки. Но значительно повышать их они не будут. Во-первых, регулятор этого не одобрит, во-вторых, если банк будет такое практиковать, то потребитель выберет другую кредитную организацию, – добавила Александра Пожарская.

По ее словам, если заемщик не справляется с обязательствами, самое разумное – открыто обсудить это с кредитором.

Для любого кредитора восстановивший свою платежеспособность клиент гораздо лучше, чем дефолтный, который ушел в просрочку и в банкротство. Поэтому банки, если с ними вовремя разговаривать и обсуждать возможные варианты решения проблемы, идут навстречу, поскольку просрочка висит на балансе, на нее нужно начислять резервы. Многие банки предлагают собственные программы реструктуризации, рефинансирование кредитов. Для этого есть инструментарий кредитных и ипотечных каникул, – подчеркнула Александра Пожарская.

По ее словам, политика Центробанка обеспечивает устойчивость финансовой системы и при этом защищает права потребителя.

Инструментарий для защиты прав потребителя на финансовом рынке за десять лет серьезно изменился. Есть много новых норм, правил и законов, которые не позволяют участникам рынка манкировать своими обязательствами и дают возможность потребителю, когда он не нарушает правил, договоров и соблюдает все меры безопасности, свои права отстоять достаточно быстро, грамотно, безболезненно, иногда даже без участия юриста. Растет сознательность потребителя, растет уровень финансовой грамотности и платежная дисциплина. У нас на самом деле один из самых низких в мире уровней просрочки и не слишком высокий уровень закредитованности, – подытожила Александра Пожарская.