Диета и физические нагрузки, безусловно, являются "столпами" поддержания нормального веса, но качество сна имеет не меньшее значение, отметил руководитель Центра медицины сна МГУ им. Ломоносова Александр Калинкин. В частности, нарушение структуры сна может приводить к сокращению выработки соматотропного гормона, необходимого для расщепления жира в организме, привел пример он.
Во время глубоких стадий сна наиболее активно вырабатывается соматотропный гормон, который обладает анаболическими функциями. То есть он разрушает жир и увеличивает мышечную массу. Чем менее глубок сон, чем более он фрагментирован, тем больше вероятность нарушения процесса выработки этого гормона. С другой стороны, при лишних килограммах зачастую возникают дыхательные нарушения в виде не только храпа, но и апноэ, то есть остановки дыхания во сне. Они, в свою очередь, нарушают структуру сна и тем самым еще сильнее блокируют выработку соматотропного гормона. Такая двусторонняя связь зачастую не позволяет человеку снизить вес, пока он не восстановит здоровый сон, – рассказал Александр Калинкин в интервью радио Спутник.
Плохой сон может стать причиной снижения в организме уровня нейропептида орексина, продолжил эксперт. По его словам, это тоже способствует увеличению массы тела.
При нарушениях сна снижается уровень орексина – пептида, который поддерживает нас в состоянии активного бодрствования. Это ведет к тому, что человек чувствует себя разбитым в течение дня, у него болит голова, ему трудно сосредоточиться на решении каких-то задач. Возникает прокрастинация, то есть он все время откладывает дела на потом. Плюс это ведет к дефициту движения, что способствует набору веса, – уточнил Александр Калинкин.
Недостаток сна, помимо прочего, может спровоцировать изменение пищевого поведения, добавил сомнолог.
Часто появляется тяга к углеводной пище и, соответственно, человек быстрее начинает набирать вес. То есть меняется именно чувствительность ко многим пищевым продуктам. Зачастую человек начинает использовать содержащие кофеин и сладкие напитки, чтобы как-то активизироваться и поддерживать себя в тонусе. Но это еще больше усугубляет проблему, – заключил Александр Калинкин.