Выбор профессии - не только самая главная задача, но и самая сложная задача для молодого человека. Из множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа лежала, довольно трудно.
Трудности и страх
Некоторые абитуриенты даже в конце экзаменационного периода в школе не представляют, куда и на кого им идти учиться. Ксения Демакова объяснила, почему так происходит:
В детстве малышу рассуждать о своей будущей профессии очень легко. И мы умиляемся детскому лепету о желании стать футболистом, доктором или полицейским. Но потом, когда приходится выбирать вуз и определяться с реальным делом возникает естественный страх сделать неверный выбор и разочароваться, а в целом - страх неизвестности. Поэтому следует ориентироваться на получение максимально возможной информации о себе и мире профессии.
Вспомогательная схема
Педагог-психолог ВятГУ рассказала о схеме выборе профессия советского и российского психолога Евгения Климова, которая называется «хочу — могу — надо». На пересечении этих трех критериев лежит оптимальный выбор будущей профессии. Вы прямо сейчас можете начать рассуждать и приступить к выбору, интересующих вас аспектов.
Для начала нужно определиться со своими желаниями и интересами:
Чего я «хочу»
С одной стороны, важно определить, с чем или с кем было бы интересно и привлекательно работать:
-
ЧЕЛОВЕК (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и др.);
-
ИНФОРМАЦИЯ (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования);
-
ФИНАНСЫ (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты);
-
ТЕХНИКА (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины);
-
ИСКУССТВО (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись, дизайн и т.д.);
-
ЖИВОТНЫЕ (служебные, дикие, домашние, декоративные, лабораторные и т.д.) И РАСТЕНИЯ (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные и т.д.);
-
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ (хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.);
-
ИЗДЕЛИЯ (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства и т.д.);
-
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.).
Определиться с выбором может помочь игра-путеводитель для определения своего «профессионального типа».
С другой стороны - КАК было бы привлекательно работать с этим «кем» или «чем»:
-
УПРАВЛЯТЬ (руководить чьей-то деятельностью, организацией, финансами);
-
ОБСЛУЖИВАТЬ (оказывать различные услуги);
-
ОБРАЗОВЫВАТЬ (воспитывать, обучать, тренировать, формировать личность);
-
ОЗДОРАВЛИВАТЬ (избавлять от болезней и предупреждать их);
-
ТВОРИТЬ (создавать оригинальные произведения искусства);
-
ПРОИЗВОДИТЬ (изготавливать продукцию);
-
КОНСТРУИРОВАТЬ(проектировать детали и объекты);
-
ИССЛЕДОВАТЬ (научно изучать чего-либо или кого-либо);
-
ЗАЩИЩАТЬ (охранять от разрушений и враждебных действий);
-
КОНТРОЛИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ (проверять и наблюдать, экспертировать, сертифицировать и аттестовывать, стандартизировать, измерять).
Пересечения этих выборов дают важную информацию об интересующих направлениях и сферах профессиональной деятельности. Проанализировать свой выбор можно с помощью «Матрицы профессионального выбора» и составить список возможных профессий, направлений и специальностей.
Если, рассматривая таблицы, привлекают внимание еще какие-то профессии, оцените с кем или чем работает специалист данной области и как он это делает - соотносится ли это с вашими интересами.
Оцените свои способности и возможности:
Что я «могу»
Составленный список профессий («хочу») важно соотнести со своими способностями и возможностями («могу»): гуманитарный или технический склад ума, коммуникативные, организаторские и иные способности, возможности и ограничения здоровья, темперамент и другие характеристики.
Внимательно изучите мир профессий. В этом помогут просмотры интервью, документальных фильмов, видеороликов, в том числе видеопрофессиограмм. В них содержится описание специальностей, перечень знаний, умений и качеств, которые требуются для их освоения, пути получения профессий и медицинские противопоказания. Соотнесение их со своими способностями и возможностями - это поможет исключить неподходящие из списка профессии, - советует специалист.
Следующим шагом стоит определить потребности общества и востребованность профессии:
«Надо»
Важно анализировать актуальность специальности для региона, в котором вы живете сейчас или планируете обосноваться в будущем и возможности трудоустройства. Важно помнить, что выбор профессии предстоит сегодня, а на рынке труда профессионал окажется через пять лет. Не каждый может спрогнозировать, каким будет рынок труда на тот момент.
Совет для абитуриентов от Ксении Демаковой:
Не держите все в голове - ведите записи, создавайте и анализируйте списки, исключайте неподходящее, изучайте интересующее.
Определившись со сферой деятельности, можно приступать к поиску подходящих образовательных программ в интересующем вас вузе. Сайты и социальные сети организаций помогут подобрать подходящие направления с учетом результатов ЕГЭ.
Решайте сообща
Семья также нередко влияет на выбор абитуриентом профессии. Обсудите свои рассуждения с родителями. Нужно быть готовым к согласию или разногласиям с родителями. Для родных этот аспект не менее важен, чем для будущего студента, поэтому важно помочь друг другу пережить этот непростой период.
Педагог-психолог ВятГУ подсказывает, как сгладить углы при общении с родителями и, при этом, заниматься любимым делом. Как отмечает Ксения Андреевна, важно спокойно выслушать мнение родителей, понять, почему они думают именно так, выписать их аргументы, взять паузу, поразмышлять.
Позже можно предложить свои тезисы, мысли, варианты. Можно подключить родителей к поиску возможностей, разобрать схемы совместно - рассказать о своих интересах, посмотреть профессиограммы выбранных обеими сторонами профессий, на их основе соотнести свои возможности, заглянуть в перспективы.
Ваш выбор - не навсегда! Мир постоянно меняется, меняются цели и ценности человечества, меняемся мы, наши интересы. Жизнь вносит свои коррективы в возможности профессионального развития. Не спешите разочаровываться, в любом направлении можно найти свою нишу, а смена профессии - это естественное развитие, - подытожила педагог-психолог психологической службы ВятГУ.