По итогам I квартала 2024 года российские работодатели разместили около 420 тыс. вакансий в сфере транспорта и логистики, что на 61% больше, чем за аналогичный период 2023 года, когда было размещено порядка 260 тыс. вакансий. Такие данные приводятся в совместном исследовании платформы по оптимизации логистики для грузовладельцев и грузоперевозчиков Loginet и платформы онлайн-рекрутинга в России hh.ru.
Согласно исследованию, рост спроса отмечен и в Петербурге. В первом квартале было размещено более 22 тыс. транспортных вакансий, что на 33% больше показателей прошлого года. В топ наиболее востребованных в транспортной сфере в начале этого года входят как у работодателей, так и у соискателей в целом одни и те же профессии: водитель, кладовщик, упаковщик и курьер. А вот наименее популярной оказалась профессия бортпроводника. Таких с начала года компании искали порядка 100 бортпроводников, что составляет долю менее 1% вакансий в транспортной сфере.
Динамика спроса на «классические» профессии в сфере логистики и транспорта, 2024 год:
Профессия | Доля вакансий в сфере транспорта |
Водитель | 41% |
Кладовщик | 13% |
Упаковщик, комплектовщик | 11% |
Курьер | 10% |
Машинист | 9% |
Грузчик | 6% |
Менеджер по логистике, менеджер по ВЭД | 5% |
Диспетчер | 2% |
Начальник склада | 2% |
Руководитель отдела логистики | 1% |
Бортпроводник | 0,02% |
Отмечается также, что вырос спрос на ИТ-специалистов в сфере логистики. Особенно сильно по сравнению с началом 2023 года он увеличился на дата-сайентистов (+188% новых вакансий от компаний, занятых в сфере транспорта и перевозок). Подобный всплеск на ИТ-специалистов может быть вызван среди прочего с активным процессом «переходу» грузовладельцев на отечественный софт. Именно поэтому на рынке труда наблюдается существенный прирост спроса на сотрудников с опытом работы в сфере облачных IТ-решений.
«Учитывая достаточно молодой возраст российских ИТ-решений, сильных специалистов с логистической экспертизой на сегодняшний день крайне мало, не говоря о дефиците кадров на рынке логистики в целом. Например, мы при найме делаем акцент на знание логистических процессов, а ИТ-экспертиза приобретается за время работы в компании. Мы ориентированы на молодых и талантливых специалистов, а приоритетом при выборе кандидата, зачастую, становится умение нестандартно мыслить, основываясь на имеющемся уже опыте работы», — говорит основатель платформы оптимизации логистики Loginet Герман Раскин.
На фоне прироста вакансий в сфере транспорта и логистики сократилась активность соискателей: в среднем в I квартале 2024 года кандидаты ежемесячно обновляли свои резюме более 500 тыс., что на 2,3% меньше, чем в начале 2023 года.
«Также мы видим, что из-за падения активности и числа соискателей в этой сфере упал и уровень конкуренции за работу. Так, если в начале прошлого года на одну транспортную вакансию приходилось 4-5 человек, то теперь в среднем 3. На фоне роста спроса на кадры в транспортной сфере компании продолжают повышать и предлагаемую зарплату. Так, в начале этого года в целом по РФ она достигла 92,3 тыс. рублей, что на 31 тыс. больше, чем в начале 2023. Доход в вакансиях, связанных с транспортной сферой Петербурга, тоже вырос на год с 64 тыс. до 80 тыс. рублей в месяц. Одни из самых высоких зарплат в транспортной сфере предлагают в СЗФО работодатели из Коми (более 127 тыс. рублей), НАО (от 120 тыс.), а также работодатели из Псковской области (более 101 тыс.), — комментирует Юлия Сахарова, директор hh.ru СЗФО.
Северо-Западный ФО | 86 321 ₽ |
Калининградская область | 61 514 ₽ |
Вологодская область | 76 227 ₽ |
Санкт-Петербург | 83 706 ₽ |
Архангельская область | 85 171 ₽ |
Ленинградская область | 87 645 ₽ |
Новгородская область | 96 738 ₽ |
Республика Карелия | 100 440 ₽ |
Мурманская область | 100 529 ₽ |
Псковская область | 101 663 ₽ |
Ненецкий АО | 120 000 ₽ |
Республика Коми | 127 193 ₽ |