Представление о том, что сосредоточиться на работе можно только в тишине, устарело?

Или, о каких расстройствах может говорить привычка работать под музыку

ПервоисточникПервоисточник

Привычка включать музыку во время работы так же нормальна, как и любовь к тишине, считает психотерапевт Евгений Фомин. Но иногда она может говорить об определенных нарушениях здоровья, предупредил врач в интервью радио Спутник.

Гаджеты формируют у современного человека привычку постоянно воспринимать потоки информации, слушать музыку, просматривать видеосюжеты, отметил в интервью радио Sputnik кандидат медицинских наук, врач-психиатр, психотерапевт Евгений Фомин. По его словам, музыкальные композиции или подкасты помогают некоторым людям сконцентрироваться и эффективнее выполнять работу.

Мы находимся в окружении огромного количества звуковых и визуальных раздражителей: телефоны, смартфоны, много картинок, сообщений, звуков. Да, мы привязаны к электронным устройствам, и они побуждают нас к тому, чтобы ими пользоваться, формируют саму привычку. Безусловно, это не является психопатологией. Если человек выработал для себя какой-то механизм, который повышает эффективность его работы, допустим, он параллельно слушает музыку или подкасты, то это является нормальным, – уверен Евгений Фомин.

Представление о том, что сосредоточиться на работе можно только в тишине, устарело, полагает он.

Раньше был стереотип, что нужно работать в тишине. Когда я учился в школе, мне тоже говорили: "Нужно, чтобы было тихо, все выключено, локти на столе, спина прямо". Теперь мне по-другому лучше работается, я нашел свой личный механизм, и моя работоспособность выросла, – поделился опытом Евгений Фомин.

Однако иногда привычка использовать аудиораздражители во время работы может говорить и о неспособности сконцентрироваться в тишине, продолжил он. По словам психотерапевта, этому может быть несколько причин.

Могут быть какие-то сопутствующие расстройства. Например, синдром дефицита внимания, когда человеку важно, чтобы что-то постоянно происходило, чтобы внимание постоянно переключалось между разными объектами. Люди с СДВГ – синдромом дефицита внимания и гиперактивности – также находят для себя какие-то механизмы, адаптирующие их к социальной жизни. Или же у человека высокая тревожность, и он эту тревожность снимает с помощью внешних шумов. Может, его беспокоят какие-то мысли, и ему важна музыка, которая его успокаивает. Почему человек так себя ведет – это всегда очень личное, – добавил Евгений Фомин.

Личные адаптивные механизмы не должны мешать окружающим, напомнил он.

Это не норма, если идет вразрез с социальными нормами, нарушает границы других людей. Например, если человек включает громкую музыку ночью не в наушниках, а в колонках, и от этого страдают соседи. Если он использует наушники с шумоподавлением, и это повышает его концентрацию и работоспособность, то это нормально, – заключил Евгений Фомин.