В Республике Коми за год сильнее всего уровень конкуренции за работу упал среди работников сферы искусства (с 118 до 40 резюме на вакансию), а также в сфере «Стратегия, инвестиции, консалтинг» (с 82 до 56 резюме на рабочее место). Стали в несколько раз менее активными на рынке труда и соискатели в сфере маркетинга (падение на 25 пунктов), кандидаты в сфере страхования, туризма, административного персонала. При этом в регионе лишь 6 сфер, где конкуренция за рабочие места за год выросла или хотя бы осталась без изменений. В целом по рынку труда Коми уровень конкуренции за год снизился с 5,8 до 4,6 резюме на вакансию (падение на 1,2 пункта).
Дефицит укоренился в подборе массового и рабочего персонала, представителей сфер транспорта и логистики, продаж и обслуживания клиентов, производства и сервисного обслуживания. Причём именно эти сферы можно назвать костяком текущего рынка труда, другими словами — в структуре спроса они занимают самые большие доли, и значит, рынок здесь ещё более жёсткий для работодателей.
Логика проста: чем выше спрос на специалистов из этих профессиональных групп, тем ниже уровень hh.индекса. В сентябре 2023-го по отношению к сентябрю 2022 года количество активных вакансий выросло на десятки процентов, а число ищущих работу в среднем уменьшилось на 10–15%.
Дефицит кадров достаточно критично сказывается на бизнесе. Хотя далеко не все руководители компаний это осознают. Разница в восприятии и оценке ситуации на рынке труда у CEO и HR-департамента нередко становится камнем преткновения и мешает выработать жизнеспособную стратегию управления персоналом. В частности, как показал наш опрос, большинство CEO (46%) уверены, что на нехватку персонала влияют исключительно внешние факторы. По мнению руководителей и собственников компаний, внутренние факторы, такие как неконкурентные зарплаты, недостаточная работа с брендом работодателя, завышенные требования к кандидату, непривлекательные условия труда, оказывают не слишком значительное влияние на сложности с подбором, и основная причина кроется вовне. И всего 22% CEO назвали демографию главной проблемой, которая провоцирует кризис кадров, - отмечает Юлия Сахарова, директор hh.ru СЗФО.
В связи с такой ситуацией, руководство любой компании должно понимать, что компаниям придется посмотреть максимально широко на возможности рынка труда, а это значит — нанимать тех кандидатов, подбор которых ещё 2–3 года назад для компании был невозможен. А это:
- Соискатели моложе 18 лет и старше 45 лет, кандидаты с инвалидностью, декретницы и мамы с маленькими детьми, мигранты — как внутренние, так и внешние, а также «полосатые» воротнички — осуждённые за разные правонарушения. Другими словами — найм без предубеждений.
- Женщины, которые готовы и хотят рассматривать профессиональные роли, ранее считавшиеся в силу разных причин «мужскими» (трактористки, сотрудницы АЗС и так далее).
- Удалённые сотрудники, которые могут жить как в России, так и за рубежом.
- Самозанятые и соискатели, которые рассматривают гибкие форматы занятости, подработку.
Ниже на графике видно, как меняются зарплаты и конкуренция за персонал по Коми. «Разгон» зарплат — то, что волнует сегодня многих работодателей. Эти цифры не стоит рассматривать как абсолютные значения, поскольку это предлагаемые в вакансиях зарплаты, но по ним можно определять тенденции. Дефицит людей сопровождает бурный рост предлагаемой заработной платы — это один из трендов 2023 года. Если обратить внимание на график, можно заметить: уровень hh.индекса, равный 4 пунктам, — тот показатель, после которого начинается дефицит людей и скачок заработных плат. Чем выше нехватка, тем выше цена за дефицитный ресурс — это классическая история в экономике — рыночное регулирование.
Динамика конкуренции за год в основных отраслях и сферах рынка труда Республики Коми:
Профобласть | сен.23 | сен.22 | разница за год |
Автомобильный бизнес | 2,8 | 5,8 | 3,0 |
Административный персонал | 13,1 | 29,5 | 16,5 |
Безопасность | 10,9 | 9,1 | -1,8 |
Высший и средний менеджмент | 32,8 | 40,9 | 8,1 |
Добыча сырья | 5,2 | 4,4 | -0,8 |
Домашний, обслуживающий персонал | 6,1 | 10,3 | 4,3 |
Закупки | 14,4 | 18,3 | 3,9 |
Информационные технологии | 20,5 | 20,5 | 0,0 |
Искусство, развлечения, массмедиа | 40,3 | 118,8 | 78,4 |
Маркетинг, реклама, PR | 46,1 | 71,6 | 25,5 |
Медицина, фармацевтика | 2,0 | 1,3 | -0,6 |
Наука, образование | 11,8 | 21,3 | 9,5 |
Продажи, обслуживание клиентов | 2,5 | 4,0 | 1,5 |
Производство, сервисное обслуживание | 5,5 | 5,8 | 0,3 |
Рабочий персонал | 3,3 | 4,6 | 1,3 |
Розничная торговля | 1,7 | 3,0 | 1,3 |
Сельское хозяйство | 4,6 | 3,3 | -1,2 |
Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты | 5,2 | 10,6 | 5,4 |
Стратегия, инвестиции, консалтинг | 56,3 | 82,5 | 26,1 |
Страхование | 2,3 | 19,5 | 17,2 |
Строительство, недвижимость | 3,8 | 4,7 | 0,9 |
Транспорт, логистика, перевозки | 3,6 | 5,3 | 1,7 |
Туризм, гостиницы, рестораны | 4,4 | 6,1 | 1,7 |
Управление персоналом, тренинги | 21,2 | 32,8 | 11,6 |
Финансы, бухгалтерия | 14,7 | 20,0 | 5,3 |
Юристы | 20,8 | 13,4 | -7,4 |