Правительство РФ сократило поддержку для перевозчиков на выполнение региональных рейсов в облёт Москвы, сообщили «Известиям» три источника в авиакомпаниях и собеседник, близкий к Минтрансу.
Речь идёт о субсидиях по постановлению правительства №1242. Финансирование по нему сократили с девяти млрд примерно до 7,5 млрд рублей, то есть на 1,5 млрд, сообщили два собеседника редакции. По данным третьего источника, программу урезали на 1,4 млрд рублей.
В 2022-м на неё изначально также выделяли девять млрд рублей, но в течение года часть средств Росавиация перераспределила на другие цели. В итоге, как сообщал глава ведомства Александр Нерадько в ходе коллегии федерального агентства в марте, региональные рейсы в 2022-м просубсидировали на 7,8 млрд рублей. С этой поддержкой авиакомпании перевезли 2,7 млн пассажиров против 2,85 млн в 2021 году.
В 2023-м, как утверждают собеседники, урезание программы произошло в связи с секвестированием расходов госбюджета. Минтрансу в целом поручили сократить расходы на пять процентов, что вылилось в урезание размера программы по постановлению № 1242 на 17%, уточнил один из источников.
– Росавиация подошла к вопросу формально: убрали из программы те маршруты, на которые авиакомпании ещё не заключили договоры о софинансировании рейсов с региональными властями (полеты частично финансируются из федерального бюджета, частично – из региональных. – прим. автора). При этом в разных регионах бюджетный процесс построен по-разному. Некоторые подписывались только к концу весны-началу лета, и это не промедление. Такая практика существовала много лет, – рассказал источник в отрасли.
В результате больше всего не вошедших в программу маршрутов оказалось в Омской и Тюменской областях, Татарстане, Санкт-Петербурге, Дагестане и Северной Осетии, уточнил он.
«Известия» направили запросы в пресс-службы администраций указанных регионов, Минтранса и правительства РФ. В Росавиации отказались от комментариев.
Перевозчики уже начали корректировать свои программы и отменять запланированные рейсы после сокращения поддержки.
– Полётные программы по маршрутам Нижний Новгород-Петрозаводск и Кемерово-Чита были отменены в связи с пересмотром решения Росавиации субсидировать данные линии. Оба этих маршрута отсутствовали в соглашении, направленном авиакомпании со стороны Росавиации, – сообщили в Nordwind Airlines.
Перевозчик также планировал выполнять рейсы во Владикавказ из Уфы и Самары на основе региональных субсидий.
– В связи с тем, что решение об их предоставлении затянулось, дальше намерений начать полётную программу дело не пошло, – уточнил представитель Nordwind.
От двух еженедельных полётов из Санкт-Петербурга в Тобольск пришлось отказаться и авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), следует из данных системы бронирования перевозчика. Рейсы выполнялись в том числе в рамках туров выходного дня. За прошлый год «Россия» перевезла в Тобольск более 17,5 тыс. пассажиров, сообщала компания.
В пресс-службе Smartavia сообщили, что не отменяют заявленные в летнем расписании рейсы, но при этом приветствует поддержку государства на развитие региональных маршрутов.
В других авиакомпаниях не ответили на запросы «Известий».
Перевозчики ставятся в затруднительное положение, но при этом сокращение финансирования не драматическое и больших негативных последствий от него не будет, считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
– Выполнение ряда полётов, даже несмотря на наличие субсидий, достаточно трудно поддерживать на рентабельном уровне. Но в целом пересмотр программы с точки зрения оптимизации маршрутной сети назрел, и ничего драматического нет в том, что несколько сократятся рейсы, дублируемые наземным транспортом, – отметил эксперт.
При этом, по словам Олега Пантелеева, гораздо большей проблемой для отрасли в этом году станет, по-видимому, отсутствие антисанкционных субсидий в размере 100 млрд рублей.
– Этот год для перевозчиков в сравнении с предыдущим окажется более тяжёлым. Сейчас складывается ощущение, что рассчитывать на субсидию в 100 млрд не приходится. Этот фактор для отрасли более болезненный, чем частичный пересмотр программы №1242, – заключил эксперт.
Ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко отметил, что под сокращение могли подпасть те направления, отмена рейсов по которым не вызовет мощного негативного социального эффекта.
– Если бы резали финансирование для рейсов на Дальний Восток, было бы возмущение. Быстро сократить поддержку по проектам реконструкций транспортной инфраструктуры тоже сложно: с Минтрансом уже могут быть заключены договоры, проавансированы какие-то первые работы. С другой стороны, потенциально сокращение поддержки межрегиональных рейсов болезненнее для отрасли, ведь эти маршруты несколько лет раскатывались, чтобы выйти на окупаемость. А направления на Дальний Восток раскатывать не нужно, они никуда не исчезнут и без субсидий, – пояснил эксперт.
Кроме того, местные власти теперь попали в сложное положение – с одной стороны, им обещают федеральную поддержку и под это требуют развития местной аэропортовой и аэровокзальной инфраструктуры (под будущие рейсы), а с другой – сокращают финансирование. Андрей Крамаренко при этом не исключил, что в течение года и бюджеты других программ субсидирования авиаотрасли могут пересмотреть.