За первые две недели декабря наибольшим спросом у россиян пользовалась бытовая техника, а также смартфоны среднеценовых и нишевых брендов, но покупатели выбирали наиболее дорогие модели в этих категориях. Это следует из данных продавцов техники и крупных маркетплейсов, опрошенных РБК. В тот же период прошлого года категория бытовой техники была менее популярна, а подарки перед Новым годом закупали на несколько недель позже.
По данным одного из маркетплейсов, если в 2021 году россияне больше покупали смартфоны, то в этом наибольшим спросом пользуется техника для дома. По словам аналитиков, с середины ноября по 14 декабря в продажах смартфонов усилили позиции китайские бренды – Realme, Tecno, Vivo, – а также Apple, которая ушла с российского рынка. В бытовой технике в топе – китайский Haier, турецкая Beko, словенская Gorenje, итальянская Candy, китайская Midea, узбекская Artel, во встраиваемой технике «существенный рост продемонстрировал» немецкий бренд Grundig, в телевизорах – японская Toshiba, китайские Hisense и Haier. При этом в этом году россияне стали чаще осуществлять покупки в офлайн-магазинах, предпочитая консультироваться с экспертами и более тщательно подходить к выбору техники, в частности крупногабаритной.
В другом маркетплейсе за первые две недели декабря наиболее популярной категорией стали компьютеры и комплектующие, мобильные устройства и расходные материалы (картриджи, тонеры, чернила и т.д). В прошлом году в тройке также была малая бытовая техника. В популярных категориях этого декабря также манипуляторы и устройства ввода (компьютерные мыши, клавиатуры и т.д.), сетевое оборудование и домашняя цифровая техника. Директор по маркетингу сказал, что в компании не видят «серьёзных» изменений потребительского спроса, но оговорился, что люди стали чаще выбирать более бюджетные товары и больше обращать внимание на акции и распродажи.
– Подарки на Новый год многие начинают приобретать уже в середине – конце ноября, в период мировых распродаж. Но этот тренд существует не первый год. Сейчас у нас тоже проходит много предновогодних акций, и покупатели часто выбирают подарки из товаров, участвующих в них, – рассказал он.
На другом маркетплейсе в топе товаров с 1 по 14 декабря этого года были беспроводные наушники F9, «умная» колонка «Яндекс.Станция», «умная» светодиодная лампочка Kojima, SSD-диск Kingston и смартфон Xiaomi Redmi 9A. В прошлом году пользователи чаще всего заказывали фитнес-браслет Xiaomi Mi Smart Band 6, беспроводные наушники AirPods второго поколения, беспроводные наушники F9, «умную» лампочку от «Яндекса» и беспроводные наушники Xiaomi Airdots 2.
По словам директора по продажам Давида Борзилова, продажи в их розничной сети в начале декабря увеличились на 20% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– За год список популярных товаров не изменился: клиенты приобретают смартфоны, «умные» часы и фитнес-трекеры. Если в прошлом году лидерами в топ-5 популярных смартфонов были различные модели iPhone, то в этом году покупатели выбирают iPhone 12, 13, а также устройства брендов Tecno и Realme», – сообщил он.
Другой представитель, напротив, сказал, что с 1 по 7 декабря (последние доступные данные) количество проданных мобильных устройств упало на 17% по сравнению с прошлым годом. Самыми покупаемыми были смартфоны Xaomi и ее дочернего бренда Poco с долей 23,7%, китайских Realme (12,6%) и Tecno (12,5%), корейского Samsung (11,4%), а также Apple (8,4%). В прошлом году в ту же неделю топ выглядел по-другому: Samsung (30,1%), Xiaomi и Poco (24%), Apple (11,6%), Realme (5%) и китайский ZTE (2%). Среди наиболее продаваемых смартфонов в начале декабря этого года в сети МТС были: Tecno Spark 8С, Xiaomi Redmi 9A, Realme C30 32 и др.
По словам представителя ещё одного маркетплейса, с 1 по 14 декабря этого года в списке наиболее востребованной продукции преобладают носимые гаджеты и бытовая техника, тогда как в прошлом году это были чехлы для телефонов, защитные стёкла, наушники, кабели, пульсоксиметры, триммеры, смартфоны и др.
В другом – в этом году наибольшим спросом пользовались «умные» колонки, наушники и другие аксессуары, мобильные телефоны, бытовая техника для приготовления блюд и напитков, техника для уборки и др. Эти же категории, за исключением «умных» колонок, были в топ-5 наиболее покупаемых товаров и в прошлом году.
Вывод о том, что в этом году покупатели начали подготовку к новогодним праздникам раньше, приводился и в декабрьском докладе Центробанка «Региональная экономика». В качестве причины там указывались увеличение сроков и возможные перебои доставки грузов из Китая, а также стремление покупателей сэкономить на распродажах. В ЦБ отмечали снижение потребительской активности в Москве, причем более глубокое, чем в Центральной России, что связывалось с уменьшением платежеспособного спроса из-за релокации и потери дохода сотрудниками, которые работали на зарубежные компании, ушедшие из России.
Среди других тенденций аналитики ЦБ называли:
– налаживание импортных поставок и расширение линейки брендов из азиатских стран и СНГ;
– увеличение по итогам девяти месяцев по сравнению с тем же периодом прошлого года доли продаж бытовой техники под российскими брендами и марками из СНГ в полтора-два раза;
– наращивание объёмов производства электрооборудования московскими производителями более чем на треть;
– замедление роста цен на товары длительного пользования, в том числе бытовую технику и компьютеры.