Один из крупнейших ритейлеров страны – компания «Магнит» (почти 27 тысяч магазинов) – решил сократить объём пищевых отходов, которые отправляются на полигоны. Цель торговой сети – снизить вдвое объём подобного мусора к 2025 году. Для этого компания намерена оптимизировать свои закупки у поставщиков, передавать продукты на переработку, а также продавать просроченные продукты контрагентам. Об этом сказано в документах компании по управлению устойчивым развитием, с которыми ознакомились «Известия».
– Мы начали поиск покупателей на продукты питания, которые утратили свои потребительские свойства: выбраны партнёры и заключаются договоры. В рамках этого проекта мы разработали схему списания и регистрации продуктов с истекшим сроком годности, которые продолжают иметь ценность, – сказано в бумагах «Магнита».
В документах уточнено: ещё летом прошлого года компания запустила проект по экологическому аудиту отходов, которые копятся в контейнерах магазинов. Такая практика появилась в 36 торговых точках четырех регионов, её продолжают и в этом году.
– Компания намерена протестировать реализацию продуктов питания, пришедших в негодность – они испорчены или их срок годности истёк, тем компаниям, которые производят корма и удобрения, – уточнили в «Магните». – Пилот проведут в рамках действующего законодательства. Мы планируем определить товары, которые утратили потребительские свойства, но представляют ценность для специализированных переработчиков. Сейчас мы ищем интересантов и прорабатываем механизм работы этой инициативы. После апробации проекта компания примет решение о возможном развитии данного проекта.
В «Магните» подчеркнули, что при использовании нового подхода будут руководствоваться постановлением правительства № 1612 от 07.10.2020 года – этот документ установил порядок изъятия из обращения опасной продукции. Под этот термин попадает и просрочка, следует из закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (29-ФЗ). Такие товары можно направлять на экспертизу с тем, чтобы подтвердить их безопасность, после чего уничтожать или утилизировать. Если тест удачный, то продукцию можно направить на переработку, а в результате изготавливать корм для животных.
Описанный подход к проблеме позволит ритейлеру сократить расходы, сказано в документах «Магнита». То есть сеть сможет получать от партнёров средства за поставку сырья для переработки вместо оплаты утилизации.
Ранее Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет крупные торговые сети, уже оценивала средние потери продуктов питания – это до семь процентов от розничного товарооборота. Ежегодный объём пищевых отходов в организациях, входящих в АКОРТ, может составлять 700 тыс. т, отмечали в организации. Из них 25% приходится на торты, молочную гастрономию, мясные деликатесы, колбасу и бакалею. Ещё 30% – на мясо, рыбу и птицу, 45% – на фрукты и овощи.
Последние два года средства защиты стабильно входили в десятку самых популярных приобретений россиян
Продавать просроченные продукты питания сейчас нельзя, это предусмотрено законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (29-ФЗ), подчеркнул гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев. Но ритейлеры действительно могут провести экспертизу, подтвердить безопасность товаров, после чего заключить с партнерами договор об утилизации или уничтожении продуктов. В таком случае торговые сети будут платить за оказание услуги.
Такой подход отнимает много времени и средств, хотя безопасность продовольствия можно не подтверждать, правда, в таком случае собственник продуктов будет отвечать за них в перспективе, заметил председатель Союза потребителей Петр Шелищ.
В России неслучайно запрещён оборот просрочки, сказал юрист коллегии адвокатов Илья Чехин. Смысл ограничения очевиден – после истечения срока использования товар может быть опасен для здоровья потребителей и наносить вред окружающей среде, добавил он.
Продажа «просрочки» покупателям с большой скидкой или её передача на благотворительность строго запрещены, при этом передача продуктов с истекшим сроком годности на вторичную переработку на возмездной основе – это во всех смыслах правильный, рациональный шаг, который снижает воздействие на окружающую среду, отметил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
В X5 Group (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») сказали, что товары с истекшим сроком годности передают на утилизацию. Плюс с 2019 года компания продаёт фермерам за символическую плату хлеб, овощи, фрукты, которые потеряли товарный вид либо срок годности которых подходит к концу.