В адрес Службы стройжилтехнадзора Коми поступают многочисленные обращения, в которых потребители просят проверить законность повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг, пишет ведомство. Однако, орган жилищного надзора в силу требований законодательства не вправе провести проверку по такому обращению, так как сведения о нарушениях в нем отсутствуют, а повышение платы за жилищно-коммунальные услуги само по себе еще не свидетельствует о факте нарушения.
Если вы не согласны с платой, предъявленной за жилищно-коммунальные услуги, но затрудняетесь определить, что конкретно нарушено исполнителем услуги при начислении платы, необходимо обратиться в организацию, предъявившую спорный платеж, для выяснения причин некорректных начислений.
Обратившись с платежкой к исполнителю услуги, вы можете потребовать уточнения по каждой строчке:
• обоснованность включения (почему включена в платежку та или иная строчка);
• обоснованность сведений о нормативах и тарифах (почему такой размер, когда, кем утвержден, для какой категории многоквартирных домов);
• обоснованность расчетов (по каким формулам производились начисления, соответствуют ли они правилам предоставления коммунальных услуг, а именно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Законодательством установлены сроки для ответа на обращения потребителей.
Проверку правильности исчисления размера платы за коммунальную услугу исполнитель такой услуги обязан произвести непосредственно при обращении потребителя.
В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя к исполнителю невозможно, то проверка производится в срок, не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки должны быть предоставлены исполнителем коммунальной услуги потребителю не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.
Ответ же на обращение потребителя по вопросам правильности начисления платы за услуги и работы содержанию общего имущества в многоквартирном доме, платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на цели содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющая организация, товарищество или кооператив должны дать в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего обращения.
Если полученный ответ вас не устроит, то после этого вы можете обратиться с заявлением и документом, удостоверяющим личность, или в электронной форме через ГИС ЖКХ в жилищную инспекцию своего муниципального образования. К заявлению необходимо приложить платежные документы, подтверждающие факт нарушения со стороны исполнителя услуги, а также переписку с исполнителем жилищно-коммунальной услуги.
Подтверждение факта наличия нарушения повлечет выдачу органом жилищного надзора предписания об обязании исполнителя жилищно-коммунальной услуги произвести перерасчет предъявленной платы. Кроме того, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты ему штрафа в размере 50 процентов величины от суммы необоснованного превышения начисленной платы.
Вместе с тем до разрешения спорной ситуации потребитель, фактически получивший услугу, не вправе отказаться от ее своевременной оплаты.