Большой пост о работе исполнительной власти в Коми написал депутат республиканского парламента Илья Семяшкин в телеграмм-канале Семяшкин.Онлайн. Приводим текст обращения к жителям региона полностью.
Думаете, что помогло Вячеславу Михайловичу Гайзеру выйти на экономический рост?
Первое - плавность перехода власти от Торлопова. То есть - управленческую машину Коми не трясло от перехода управления из рук в руки. Второе - опора на профессионалов, даже если они неудобные и могут высказать своё мнение в лицо.
Именно разрушение сложившейся системы с приходом Гапликова и последующий переход власти в 2020 принесли управленческую лихорадку в Республику. Мы потеряли год - два в начале работы команды Гапликова на таких решениях, как «запихнуть» Полшведкина под минпром или передать управление Миннацем в руки некоренного министра.
«Бюрократическая машина» времён Гайзера была сложена из имеющихся в наличии «деталей» (профессиональных команд министров и замов) наиболее оптимально. Другой вопрос что этих «деталей» у нас всё меньше. Их перекупают другие регионы. И «машину» не надо было ломать-разбирать. Нужно было просто поменять водителя. Кстати, поэтому обычно до выборов, у приезжих губернаторов всё получалось! До выборов они машину не крушили и она спокойно работала, давая им динамику развития. А потом происходило крушение. Уже два раза подряд!
Так вот, всё начало «взлетать» у Гапликова только тогда, когда вернулись профессионалы. Вот только потом ревность окружения к экономическому профессионализму и самостоятельности тандема Максимовой- Рубцовой вновь отбросила республику.
Сейчас ошибки ещё глубже. Можно было простить Галине Зиславовне Рубцовой любое критическое высказывание. Спокойно воспринять её профессиональное «нет». Но сохранить для республики управление финансами на уровне высшего пилотажа.
Объединение Минпрома и Минэка - это страшнейшая ошибка! Да, минэк уже до этого потерял свою функцию Штаба, мозгового центра правительства Коми. Но надо было дать шанс профессионалу, прошедшему школу Рубцовой - вернуть в Минэк былую славу! Ведь решение о значительном снижении налогов для малого бизнеса стало крайне удачным!
А сейчас у нас ни минэка ни минпрома. Смесь бульдога с носорогом, как говорится. Курица, несущая золотые яйца привязанная к журавлю в небе! Это не летит и прибытка в виде соцпартнерства, развития промышленности, успехов реализации нацпроектов, привлечения инвестиций не даёт.
Мы напрочь потеряли функцию Штаба по реализации нацпроектов. Отсюда и «успехи» в социально-экономическом развитии, которые видны невооруженным взглядом даже депутатам.
Половина показателей, которые придумали сами министерства, сами их и не выполнили. Тоесть даже самим себе поставленную планку не перепрыгнули. А если бы планы первоначально были более амбициозными? А если бы заданная высота была на уровне регионов- лидеров? То где мы были бы вообще?
Отмечу, что поставленную главой функцию включаться во все федеральные проекты наверное Эльмира Ахмеева выполняет, но это она может делать как зампред. При этом текущая рутинная функция министра, которую выполнял Константин Плехов, теряться тоже не должна! Вот, например, дать заказ минобразованию на разработку учебных планов по специальностям, связанным с производством полимеров. Если мы действительно имеем такие планы по диверсификации экономики.
Про систему межведомственной координации, которой не видно от слова «совсем», я вообще помолчу... её отсутствие уже отражается на качестве законов, вносимых в Госсовет. «Закон о снегоходах», «Закон о возврате психически больных людей по домам, в законе отсутствует возможность следить за здоровьем таких людей, принимают ли лекарства, включат ли газ» - это только два примера «высокого профессионализма». Явно проявил себя «межвед» и на защите госпрограмм и на согласительной комиссии.
Я понимаю, что после истории с Гайзером и доказанных следствием эпизодов, мы все в республике были как прокажённые. На уровне подсознания согласились на поражение в управленческих правах. Но сейчас то ситуация другая! Да, политика центра в ротации губернаторского корпуса понятна. В чём то они - губернаторы-назначенцы - несчастные люди, сорванные с давно насиженных мест.
Но зачем при этом выбивать профессионалов второго-третьего уровня, которые и так как под лупой? Зачем систему управления погружать в хаос, который приводит к недовольству и населения, и стратегических предприятий? Зачем отправлять в регион «парашютистов» не знающих регион и имеющих сомнительное управленческое, и не только, прошлое?
Сейчас в республике явно прослеживается спрос на управленческую стабилизацию. Именно поэтому население ищет «защиты» у героев прошлого: Морозова, Панева и даже Спиридонова, со всей его противоречивостью.
Республику нужно понимать и чувствовать. Нельзя написать стратегию развития региона в чатах и аналитикой, создаваемой в Москве, без учёта местных особенностей. Не прошагав республику ногами от края и до края, не чувствуя её ритм жизни годами и десятилетиями.
Что делать?
Нам надо провести работу над ошибками. Написать стратегию анонсированную Бахтиной, но недоработанную. Ускорить работу по созданию реальной и реализуемой стратегии развития Республики. Стратегию, опирающуюся на потенциал Республики и каждого её города и района, каждого предприятия, предпринимателя, профессионала в своей работе, каждого заинтересованного в выживании и развитии своей Республики жителя! Потенциал и возможности привлечения дополнительных ресурсов и проектов. Реальных, а не сказочных рисованных проектов.
Чтобы реализовать всё это нужен план действий, консолидирующий общество. Состоящий как из новелл, так и из опыта прошлого. Именно об этом сигнализируют депутаты, которые понимают, что и их политическое и управленческое будущее во многом под вопросом не из-за их собственного бездействия.
Подчеркну, что план действий может написать только команда профессионалов, патриотично настроенных к любимой республике, знающих все тонкости её жизни. Какими бы неудобными они ни были. Профессионалов нужно возвращать и обеспечить их сохранение при следующем транзите власти в Республике. Когда бы он ни наступил...