В Государственном Совете Республики Коми состоялось рабочее совещание, посвященное вопросам деятельности АО «Комиавиатранс». Как отметил вице-спикер Госсовета Коми Сергей Артеев, компания находится в трудном финансовом положении. Чтобы вывести ее из этого состояния, на заседании сессии в октябре депутаты утвердили пакет финансовой помощи «Комиавиатрансу» в размере 1,8 миллиарда рублей. Деньги пойдут на погашение обязательств перед поставщиками, а также задолженности по заработной плате и налогам. Сейчас из-за долгов компания не может претендовать на господдержку и участвовать в тендерах.
По словам заместителя председателя Правительства Коми Эльмиры Ахмеевой, к тяжелому финансовому состоянию привел ряд причин. Это снижение доходов населения и спроса на перевозки, волатильность курса валют и пандемия коронавируса. Но главным фактором стала задолженность за взятые в лизинг самолеты Еmbraer – 43 % от всех обязательств предприятия.
На начальном этапе выплаты должны были составить около 30 миллионов долларов. По итогам переговоров с лизингодателем сумму удалось снизить до 450 миллионов рублей. После ее погашения Еmbraer перейдут в собственность авиакомпании. Однако использовать их не будут, а выставят на продажу. От АН-24 также решено отказаться. Летать продолжат на самолетах L-410. Как отметил и.о. генерального директора «Комиавитранса» Юрий Скрипин, эти воздушные суда в состоянии закрыть все потребности республики и могут использоваться на небольших аэродромах, например, в Ижме, Кослане и Троицко-Печорске.
Выйти на безубыточность «Комиавиатранс» планирует за счет развития вертолетных перевозок. Для этого постепенно отремонтируют имеющиеся и закупят новые машины.
Республика также рассчитывает на помощь федерального центра. Так, Президент России Владимир Путин в ходе заседания Госсовета РФ поручил обеспечить устойчивую деятельность авиакомпании, а также рассмотреть вопрос передачи на федеральный уровень аэродрома Воркуты. Сейчас это объект двойного базирования: кроме гражданских самолетов его использует авиация пограничных войск. Однако все расходы по содержанию комплекса ложатся на республику. В год это около 60 миллионов рублей. В перспективе Коми рассчитывается на передачу в федеральную собственность всех региональных аэропортов.
Что касается аэропорта в Соколовке, то от его достройки планируют отказаться и сосредоточить силы на действующей воздушной гавани. Как отметила Эльмира Ахмеева, с учетом небольшого пассажиропотока аэропорт Сыктывкара закроет все потребности в перевозках. Кроме того, расположение в центре города является его конкурентным преимуществом для развития бизнес-контактов и туризма.